Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
15:08 

Немного о ТО

Nunziata
09.04.2017 в 17:14
Пишет Шано:

Вокруг "таинственного острова": что есть сюжет
В "Таинственном острове" меня всегда восхищала его идеальная бессюжетность. Я вообще совершенно ненормальный читатель, мне скучно и утомительно следить за интригами и перипетиями - кто куда поехал, кто в кого влюбился, кто с кем поссорился и кто на какого босса работает. Особенно нестерпимы для меня а) запутанные шпионские истории; б) запутанные любовные истории.
...Причём заметьте - "Таинственный остров" не только бессюжетен, но и бесконфликтен. Между героями за всё время не возникает ни малейших трений. Современный читатель испорчен "Повелителем мух", а для Жюль Верна сама мысль о том, что пятеро хороших людей на необитаемом острове могут испытывать желание прибить друг друга - невозможна. Кстати, обратите внимание: в одном месте собралось целых пять положительных героев, которые даже грубого слова друг другу не скажут (хотя, казалось бы, уж от Пенкрофта логично ждать матросской непринуждённости), а у нас это не вызывает никаких возражений.
...В чём же секрет? Очевидно, в том, что Жюль Верн избегает показывать героев в ситуациях, где они могли бы смотреться идеально-слащавыми. Они не совершают "благородных поступков" - они просто держатся с достоинством в повседневном быту.
steblya-kam.livejournal.com/226113.html

- каков мог бы быть смысл понятия "сюжет", чтобы про роман Жюля Верна "Таинственный остров" можно было бы сказать, что в нём нет этого самого сюжета.
- То есть надо подогнать под ответ даже не решение, а условие задачи. При большом желании, можно предположить, что под так понимемым "сюжетом" имеется в виду цепочка эпизодов, объединённых причинно-следственной связью, так что развязку можно рассматривать как следствие всего предыдущего. В "Таинственном острове" завязка есть, а вот развязка - типичный deus ex machina
- Кстати, да. Вот, пожалуй, наиболее точно: новые повороты в судьбе геров никак не вытекают из всего предыдущего - не только из их действий, но и вообще из предыдущей ситуации. На этом фоне даже явный deus ex machina (даже два деуса из двух машин - "Наутилуса" и "Дункана") не кажутся чем-то искусственным и притянутым за уши - точнее, не более, чем любой предыдущий эпизод.
- Он не прав.
Там есть несколько сюжетов, один - робинзонада (это - сюжет), другой - роман тайн (он растянут и заслонен первым, но от этого не менее важен и заметен), третий - метасюжет трилогии.
leonid-b.livejournal.com/1062799.html?thread=28...

"Профессионалы-филологи" здесь только всё усложнят. "Сюжет" - самый запутанный термин в теоретической поэтике. Когда в начале 20-го века термину попытались придать строгое значение (противопоставив "сюжет" "фабуле") это было сделано косо. Определение сюжета Виктором Шкловским (сюжет как перестановка элементов фабулы в процессе изложения событий - то есть творческая деформация событийной основы) контринтуитивно, оно противоречит обыденному пониманию слова "сюжет". Но с лёгкой руки Виктора Борисовича именно такое контринтуитивное представление о сюжете утвердилось в отечечественной теории литературы - всё, что было сказано интересного на эту тему (прежде всего полемизировавшими с Шкловским Выготским и Бахтиным) было сказано в заданных Шкловским терминилогических координатах: фабула это придуманная автором "жизнь", а "сюжет" - это вторичное преобразование этого жизненного материала в художественном акте). Потом ещё был забавный эпизод, когда термины "фабула" и "сюжет" попытались поменять местами (Поспелов, а до него Петровский), назвав "сюжет" Шкловского "фабулой", а "фабулу" Шкловского "сюжетом" - что окончательно всё запутало.
Остаётся следовать "обыденному" представлению о сюжете и сосредочиться не на значении термина, а на специфике романа "Таинственный остров". И тут я поддержал бы revoltp. Есть тип повествования, который строится на логической динамике событий, переплетённых между собой и вытекающих друг из друга (Ваше "развитие ситуации", видимо, следует отнести сюда же). И тут - чтобы не уходить далеко от "островной" тематики - я бы предложил в качестве примера "Остров сокровищ". Такой тип предполагает линейное выстраивание эпизодов, взаимодействующих друг с другом, подготавливающих друг друга, друг из друга вытекающих, либо наоборот друг друга осложняющих, "притормаживающих", а с другой стороны он предполагает постоянную обращённость в будущее, ожидание, как весь этот клубок в конце концов развяжется - "чем всё закончится?" - собственно, читательский интерес как-раз и нацелен на процесс развязывания этого клубка. Причинно-следственные связи и ожидание развязки тут по особому нагружены, читатель следит именно за этим.
А есть тип повествования, который строится на эмоциональном погружении в определённую архетипическую ситуацию и её, так сказать, художественном смаковании. Логическая интрига в таком типе повествования ослаблена, а отдельные эпизоды слабее связаны друг с другом и теоретически взаимозаменяемы, переставляемы, убираемы или наоборот на эту нить можно ещё много чего понавесить, они не "развивают сюжет", а просто варьируют несколько элементарных, но зато эмоционально захватывающих тематических линий. Это как какой-то американский журналист сказал, что если читать советские газеты, складывается впечатление, что в Советском союзе происходит одно единственное событие - социалистическое строительство. В случае с "Таинственным островом" такими метасобытиями являются - овладевание миром и образование человеческого сообщества в процессе этого овладевания с преодоление трудностей на этом пути, а с другой стороны, оттеняющее этот процесс присутствие таинственного покровителя, который приходит на помощь в трудную минуту. Кстати, этот второй тип повествования близок мифу
leonid-b.livejournal.com/1062799.html?thread=28...
- Ролан Барт о Жюль Верне.
Очерк из "Мифологий" - "Натилус" и "Пьяный корабль" rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/bart/2/j29.ht...
И наукообразный структуралистский разбор "Таинственного острова" philology.ru/literature1/barthes-94g.htm
leonid-b.livejournal.com/1062799.html?thread=28...


URL записи

@темы: Сторонние ресурсы, Жюль Верн, Аналитика

Комментарии
2017-04-10 в 15:19 

Stella Lontana
Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Nunziata, а-а, я думала у себя запостить.
Первая мысль: вы считаете, что у ТО нет сюжета? Это вы "Клодиуса Бомбарнака" не читали :D
А дальше становятся действительно интересны все эти окололитературные разборки.

2017-04-10 в 15:23 

Nunziata
Stella Lontana, почитала комменты по первой ссылке. Автор похоже весьма известен и агрессивен)
но блни для меня это прямо откровение - что нет сюжета.)

2017-04-10 в 16:26 

momond
Я у steblya-kam читала, пока думала, тащить к себе не тащить - оно уже у Шано и здесь :) Мне понравилась мысль, что это переосмысление робинзонады и хвала здравому смыслу - что герои воздают хвалу провидению, когда на них сыплются очередные ништяки, но все больше в нем сомневаются и таки оказываются правы, потому что все имеет реальное объяснение.

2017-04-11 в 21:20 

Stella Lontana
Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
momond, так это ж вроде изначально подразумевалось как переосмысление робинзонады.
Мне понравилось про то, что ЖВ и в голову не приходило, что у пятерых человек, запертых на необитаемом острове, может появиться желание прибить друг друга. "Вот оно счастье - одинокий утес вдвоем с другом" ))

2017-04-11 в 21:20 

Stella Lontana
Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
momond, так это ж вроде изначально подразумевалось как переосмысление робинзонады.
Мне понравилось про то, что ЖВ и в голову не приходило, что у пятерых человек, запертых на необитаемом острове, может появиться желание прибить друг друга. "Вот оно счастье - одинокий утес вдвоем с другом" ))

   

Жизнь и искусство в стиле "Adventure"

главная