02.02.2014 в 20:25
Пишет Хороший осьминожек:Пишет arusinov (arusinov)
Читая О`Брайена и Форестера
Существует почти консенсусное мнение, что серия О`Брайена - серьёзнее и значительнее, что это - исторические романы, даже, пожалуй, "настоящая литература", в то время как книги о Хорнблауэре - просто "морские приключения"...
читать дальшеИ я вполне понимаю, почему оно так распространено : романы про Обри и Матьюрина куда совершеннее технически, намного "литературнее" - достаточно качественные сюжеты (кроме эпизода, где Обри изображает дрессированного медведя!? - похоже автор здесь просто... пошутил), несколько протоганистов, что создаёт более сбалансированный охват событий, "выпуклые", правдоподобные второстепенные персонажи, аллюзии на другие книги - от того же Форестера и до Джейн Остин, и, как всегда говорят про удачный роман о прошлом - "широкая перспектива исторических событий" и "охват различных социальных слоёв общества". Тут вам и офицеры-ирландцы, мучающиеся проблемами двойной лояльности, и еврей - титан коммерции, который на самом деле хотел бы быть политиком или морским офицером, и провинциальное семейство а-ля мамаша и сестры Беннет. Также имеется умная и красивая бедная родственница (впрочем, совсем не по Вальтер-Скоттовски, оказывающаяся настоящей стервой, которая спит с одним главным героем, при этом считая его глуповатым вечным подростком, мучает другого главного героя, измываясь над его не слишком привлекательной внешностью, становится содержанкой еврея-титана-коммерсанта - в общем любовная линия весьма развёрнута и реалистична), ну и, конечно, и "нижние чины", прячущие ром и шлюх на боевых кораблях и прочий реалистичный фон корабельной жизни...
В книгах Форестера проблема почти со всем описанным выше: сюжет либо несколько гм... нелеп (как в первом по времени написания романе, где описывается мятеж латиноамериканского плантатора, потомка конкистадора и индейской принцессы, объявившего себя божеством), либо почти отсутствует (как в "Линейном корабле", где Хорнблауэр просто плавает вдоль берега и воюет) либо вобще сбивается на "развесистую клюкву". Почти всегда - линейное повествование с точки зрения главного персонажа. Почти везде - блёклые и двумерные второстепенные персонажи, да даже лейтенант Буш не то, чтобы очень выразительный и яркий образ... Что касается любовной линии (о ней поговорим позже) - она слегка, скажем так, неудобоварима...
Кроме того, я сразу готов признать, что техническое преимущество О`Брайена скорее всего ещё возрастает при чтении книг в оригинале...
И всё-таки, я не могу согласиться, что книги О`Брайена - серьёзнее, глубже, значительнее и пр. Более того, я склонен придерживаться противоположного мнения.
Во-первых, даже Обри и Матьюрин - описаны качественно и умело... но есть ли в них что-то действительно необычное, действительно показывающее персонаж с непривычного нового угла зрения? Я этого не вижу. Если присмотреться: герои ведут себя так, как и положено героям, у них есть некоторые мелкие неприятные свойства (Матьюрин пьёт настойку опиума, Обри недолюбливает католиков и евреев), но это не более чем "оживляж" для реалистичности и продвижения сюжета.
С другой стороны: да, у Форестера действительно лишь один по-настоящему проработанный герой, но зато, по крайней мере для меня, он оказался своего рода открытием.
Мы не просто знаем, что Хорнблауэр склонен к рефлексии и самокопанию - мы видим, сколько сил у него уходит на создание внешнего образа уверенного в себе, хладнокровного командира, и как он "на самом деле" отличается от представления о нём экипажа. Но при этом мы видим его точные, расчитанные действия в бою, и опять же спокойную "необходимую" (но ни на долю процента меньше) личную храбрость. В итоге в воображении читателя возникает действительно реалистичный образ, совмещающий несгибаемого и непобедимого капитана, каким его видят окружающие, и неуверенного в себе скромного офицера-бедняка и почти неудачника, каковым он представляется себе самому.
Кстати, о бедности... И Обри, и Хорнблауэр - бедны, и мечтают заработать какое-нибудь состояние, захватив "призы". Но если бедность Обри остаётся не более чем важной частью сюжета, то у Форестера читатель просто физически чувствует бедность Хорнблауэра, как силу которая довлеет над ним и отравляет ему жизнь.
Возможно, ещё более любопытны неоднозначные мотивации героя серии. Дело в том, что Хорнблауэр в первую очередь попросту хороший и добрый челевек... но это не значит, что он не совершает поступков, которых стыдится он... и читатели. Более того, и вполне "обычные" "приличные" его действия не всегда делаются из кристально чистых побуждений. Это очевидно в отношениях его с главной героиней. Например, Хорнаблауэр, как сын простолюдина-врача, чувствует одновременно притяжение и неприязнь к аристократам, и отдаёт себе в этом отчёт. Да и собственно неудобоваримая сцена, в которой он отвергает прямое предложение Барбары стать его любовницей - толи потому что ему кажется, что над ним будут смеяться его офицеры, толи потому что он боится осложнений с её родственниками, толи потому что не может обидеть свою нелюбимую и невзрачную жену, у которой ничего кроме него не осталось после смерти от оспы их детей... После этого Хорнблауэр, конечно, чувствует себя жалким, а свои действия нелепыми, но жизнь часто именно нелепа.
Кстати, некоторые читатели даже не уверены, не стоит ли считать Хорнблауэра скорее "антигероем"... Это, конечно, не так - просто он более живой человек чем герой приключенческого романа, пусть даже если литературный уровень книг, скажем так, не идеален...
Ещё одна любопытная на мой взгляд деталь. Часто говорят, что в книгах Форестера все иностранцы (испанцы, французы, русские и пр.) показываются почти всегда уступающими в храбрости и умениях англичанам (причём трудно понять, насколько это можно списать на восприятие реальности англичанами той эпохи) - чего отнюдь нет в романах О`Брайена. Было бы логично, если бы британский флот был бы представлен в "отлакированном" виде... Но на деле всё наоборот. Если "охват слоёв общества" у О`Брайена скорее широк чем глубок, то книги Форестера не оставляют сомнения в чудовищности положения дел в британском флоте, которое Хорнблауэр вынужден терпеть с болью в душе (кстати, другой положительный персонаж честный служака Буш, вообще считает существующую ситуацию вполне нормальной). Уже на первых страницах первой (по времени издания) книги, мы видим, что он полностью отдаёт себе отчёт в том, что большая часть его экипажа - люди, которых отправили на не имеющую ограничения во времени (пока не спишут экипаж с корабля) тяжелейшую и опаснейшую службу насильно, очень часто полнейшим произволом "пресса". К тому же Хорнаблауэр всегда отдаёт себе отчёт в том, что в жизни не бывает "второстепенных персонажей" (возможно, потому, что не считает себя героем), и что за его решения, часто мотивированные личными интересами (например, страх трибунала за сдачу корабля или уклонение от боя) будут расплачиваться жизнями матросы - которых дома могут ждать жёны, дети, матери...
Для меня вот эта неоднозначность образа Хорнблауэра и честность в отношении стоящих перед командиром дилемм важнее чем превосходящая литературная техника.
URL записиЧитая О`Брайена и Форестера
Существует почти консенсусное мнение, что серия О`Брайена - серьёзнее и значительнее, что это - исторические романы, даже, пожалуй, "настоящая литература", в то время как книги о Хорнблауэре - просто "морские приключения"...
читать дальшеИ я вполне понимаю, почему оно так распространено : романы про Обри и Матьюрина куда совершеннее технически, намного "литературнее" - достаточно качественные сюжеты (кроме эпизода, где Обри изображает дрессированного медведя!? - похоже автор здесь просто... пошутил), несколько протоганистов, что создаёт более сбалансированный охват событий, "выпуклые", правдоподобные второстепенные персонажи, аллюзии на другие книги - от того же Форестера и до Джейн Остин, и, как всегда говорят про удачный роман о прошлом - "широкая перспектива исторических событий" и "охват различных социальных слоёв общества". Тут вам и офицеры-ирландцы, мучающиеся проблемами двойной лояльности, и еврей - титан коммерции, который на самом деле хотел бы быть политиком или морским офицером, и провинциальное семейство а-ля мамаша и сестры Беннет. Также имеется умная и красивая бедная родственница (впрочем, совсем не по Вальтер-Скоттовски, оказывающаяся настоящей стервой, которая спит с одним главным героем, при этом считая его глуповатым вечным подростком, мучает другого главного героя, измываясь над его не слишком привлекательной внешностью, становится содержанкой еврея-титана-коммерсанта - в общем любовная линия весьма развёрнута и реалистична), ну и, конечно, и "нижние чины", прячущие ром и шлюх на боевых кораблях и прочий реалистичный фон корабельной жизни...
В книгах Форестера проблема почти со всем описанным выше: сюжет либо несколько гм... нелеп (как в первом по времени написания романе, где описывается мятеж латиноамериканского плантатора, потомка конкистадора и индейской принцессы, объявившего себя божеством), либо почти отсутствует (как в "Линейном корабле", где Хорнблауэр просто плавает вдоль берега и воюет) либо вобще сбивается на "развесистую клюкву". Почти всегда - линейное повествование с точки зрения главного персонажа. Почти везде - блёклые и двумерные второстепенные персонажи, да даже лейтенант Буш не то, чтобы очень выразительный и яркий образ... Что касается любовной линии (о ней поговорим позже) - она слегка, скажем так, неудобоварима...
Кроме того, я сразу готов признать, что техническое преимущество О`Брайена скорее всего ещё возрастает при чтении книг в оригинале...
И всё-таки, я не могу согласиться, что книги О`Брайена - серьёзнее, глубже, значительнее и пр. Более того, я склонен придерживаться противоположного мнения.
Во-первых, даже Обри и Матьюрин - описаны качественно и умело... но есть ли в них что-то действительно необычное, действительно показывающее персонаж с непривычного нового угла зрения? Я этого не вижу. Если присмотреться: герои ведут себя так, как и положено героям, у них есть некоторые мелкие неприятные свойства (Матьюрин пьёт настойку опиума, Обри недолюбливает католиков и евреев), но это не более чем "оживляж" для реалистичности и продвижения сюжета.
С другой стороны: да, у Форестера действительно лишь один по-настоящему проработанный герой, но зато, по крайней мере для меня, он оказался своего рода открытием.
Мы не просто знаем, что Хорнблауэр склонен к рефлексии и самокопанию - мы видим, сколько сил у него уходит на создание внешнего образа уверенного в себе, хладнокровного командира, и как он "на самом деле" отличается от представления о нём экипажа. Но при этом мы видим его точные, расчитанные действия в бою, и опять же спокойную "необходимую" (но ни на долю процента меньше) личную храбрость. В итоге в воображении читателя возникает действительно реалистичный образ, совмещающий несгибаемого и непобедимого капитана, каким его видят окружающие, и неуверенного в себе скромного офицера-бедняка и почти неудачника, каковым он представляется себе самому.
Кстати, о бедности... И Обри, и Хорнблауэр - бедны, и мечтают заработать какое-нибудь состояние, захватив "призы". Но если бедность Обри остаётся не более чем важной частью сюжета, то у Форестера читатель просто физически чувствует бедность Хорнблауэра, как силу которая довлеет над ним и отравляет ему жизнь.
Возможно, ещё более любопытны неоднозначные мотивации героя серии. Дело в том, что Хорнблауэр в первую очередь попросту хороший и добрый челевек... но это не значит, что он не совершает поступков, которых стыдится он... и читатели. Более того, и вполне "обычные" "приличные" его действия не всегда делаются из кристально чистых побуждений. Это очевидно в отношениях его с главной героиней. Например, Хорнаблауэр, как сын простолюдина-врача, чувствует одновременно притяжение и неприязнь к аристократам, и отдаёт себе в этом отчёт. Да и собственно неудобоваримая сцена, в которой он отвергает прямое предложение Барбары стать его любовницей - толи потому что ему кажется, что над ним будут смеяться его офицеры, толи потому что он боится осложнений с её родственниками, толи потому что не может обидеть свою нелюбимую и невзрачную жену, у которой ничего кроме него не осталось после смерти от оспы их детей... После этого Хорнблауэр, конечно, чувствует себя жалким, а свои действия нелепыми, но жизнь часто именно нелепа.
Кстати, некоторые читатели даже не уверены, не стоит ли считать Хорнблауэра скорее "антигероем"... Это, конечно, не так - просто он более живой человек чем герой приключенческого романа, пусть даже если литературный уровень книг, скажем так, не идеален...
Ещё одна любопытная на мой взгляд деталь. Часто говорят, что в книгах Форестера все иностранцы (испанцы, французы, русские и пр.) показываются почти всегда уступающими в храбрости и умениях англичанам (причём трудно понять, насколько это можно списать на восприятие реальности англичанами той эпохи) - чего отнюдь нет в романах О`Брайена. Было бы логично, если бы британский флот был бы представлен в "отлакированном" виде... Но на деле всё наоборот. Если "охват слоёв общества" у О`Брайена скорее широк чем глубок, то книги Форестера не оставляют сомнения в чудовищности положения дел в британском флоте, которое Хорнблауэр вынужден терпеть с болью в душе (кстати, другой положительный персонаж честный служака Буш, вообще считает существующую ситуацию вполне нормальной). Уже на первых страницах первой (по времени издания) книги, мы видим, что он полностью отдаёт себе отчёт в том, что большая часть его экипажа - люди, которых отправили на не имеющую ограничения во времени (пока не спишут экипаж с корабля) тяжелейшую и опаснейшую службу насильно, очень часто полнейшим произволом "пресса". К тому же Хорнаблауэр всегда отдаёт себе отчёт в том, что в жизни не бывает "второстепенных персонажей" (возможно, потому, что не считает себя героем), и что за его решения, часто мотивированные личными интересами (например, страх трибунала за сдачу корабля или уклонение от боя) будут расплачиваться жизнями матросы - которых дома могут ждать жёны, дети, матери...
Для меня вот эта неоднозначность образа Хорнблауэра и честность в отношении стоящих перед командиром дилемм важнее чем превосходящая литературная техника.