Автор: Giansar
Канон: Одиссея капитана Блада
Форма: статья
Персонажи: Питер Блад
Рейтинг: PG
Примечание/Предупреждения: Небольшое и, наверное, скорее философско-психологическое, чем аналитическое, размышление на тему - что есть самое смыслообразующее в образе Питера Блада, а также об уникальности каждого автора.
Без каких качеств Питер Блад уже не Питер Блад.
Исходники: картинка вначале - иллюстрация В. Высоцкого к "Одиссея капитана Блада", Р. Сабатини («Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада», «Удачи капитана Блада»), упоминаются и слегка анализируются - советско-французская кинокартина "Одиссея капитана Блада" 1991, реж. Андрей Праченко, американская кинокартина "Одиссея капитана Блада", 1935, реж. Майкл Кёртис, цикл фанфиков Nunziata, "Злейший враг", "Путь домой", "Искупление", "Талисман", "Сердце друга", "Уроки плаванья" (ficbook.net/authors/504192), цикл фанфиков Natoth, "Возвращение домой", "Торги", "После боя" (ficbook.net/authors/134042).
1. Типа цель
Для меня очевидно, что каждый человек уникален или, иными словами, он имеет свои ограничения. Наши ограничения и есть наша уникальность. Каждый автор уникален. Ну, или ограничен.
читать дальшеПитер Блад, как герой, привлекал многих прекрасных авторов.) Очень уж герой архетипичный такой. Да, Р. Сабатини его как бы создатель, но мне нравится думать, что Питер Блад существует подобно своего рода монаде.
Монада (от греческого μονάς — «единица», μόνος — «один»[1]), согласно пифагорейцам, обозначала божество, или первое существо, единицу или единое, как неделимое./Википедия/ Есть теория о том, что мы живем много жизней и есть некая вечная часть в нас, вот эта самая, так называемая, монада. Хотя у нее много названий. Душа, суть, Ка, квинтэссенция, кристалл личности и др. Это то, что относительно неизменно и вечно, несмотря на разные формы воплощения. Коротко говоря, это то без чего мы уже не мы.
Мне стало интересно увидеть, в чем же монада Блада)).
Метафорически говоря, воплощением монады может быть любая форма творчества. Например, роман, фильм, фанфик, стихотворение, песня, рисунок, клип и проч.
Способ, который я выбрала для своего анализа: выделить особенности Блада у Рафаэля Сабатини («Одиссея капитана Блада», и в меньшей степени «Хроники капитана Блада», «Удачи капитана Блада»), Блада, сыгранного Ивом Ламбрехтом в советско-французском фильме 1991, реж. Андрей Праченко, Блада, сыгранного Эролом Флинном в американском фильме 1935, реж. Майкл Кёртис, Блада из цикла фанфиков Nunziata, в частности "Злейший враг", "Путь домой", "Искупление", "Талисман", "Сердце друга", "Уроки плаванья" (ficbook.net/authors/504192), Блада из серий фанфиков Natoth, в частности "Возвращение домой", "Торги", "После боя" (ficbook.net/authors/134042).
Я не предполагаю прям уж глубокий анализ и абсолютно ни на что не претендую,
Вычленять особенности героя, воплощенного одним автором легче. Ибо здесь всегда есть некоторая цельность. Автор всегда (!) наделяет героя в той или иной степени своими чертами или чертами, с которыми сам автор резонирует. В любом случае, это как если бы каждый из нас был драгоценным кристаллом, преломляющим свет. Свет - это поток информации. Кристалл, пропуская через себя свет, выдает свою уникальную линию или проекцию. Так и каждый автор.
В случае кинокартин сложнее. Герой воплощается благодаря результату творчества целого коллектива авторов: актера, каким-то образом толкующего своего героя и, что важнее, тоже являющегося уникальным "кристаллом", человека, который озвучивал актера, другие актеры фильма, режиссер. Ну, это как минимум.
Попробую выяснить, что же есть самое сущностное в Питере Бладе. Смыслообразующие качества Питера Блада.
2. Особенности воплощений (чем отличаются?)
Оригинальный текст Р. Сабатини гораздо более жесткий, чем его перевод на русский язык (Перевод Л. Василевского и Aн. Горского.) В целом, мое восприятие того, каким был герой Сабатини можно выразить так: он был хищником, главным качеством которого было действие. Нет, безусловно, Питер Блад благородный хищник, он не лишен сострадания к тем, кто несправедливо обижен, кто слабее его духом, или телом, он гуманист и эстет, рыцарственно относящийся к женщинам. И, конечно, он иногда рефлексирует, но главная характеристика его натуры это действие, направленное на получение того результата, который ему нужен. А теперь картинки. Он жесткий, независимый человек. Вспомнить только, как он моментально внутренне отвернулся от сестер Питт, которые его осудили и посчитали врагом. Это реакция хищника, который всегда бдителен. Нет, он не будет кусать даму)), конечно, но и вертеть собой ей не позволит. И его отношения с мадам де Кувелен, с губернаторшей Стид, с мадмуазель д Ожерон и другими показывает, что он не особо колеблясь, принимает то решение, которое считает верным и им практически невозможно манипулировать. Он рано встал на ноги и привык во всем полагаться только на себя. И это говорит опять таки о силе характера и о независимости. Это остается с ним всегда, даже когда за ним следуют сотни людей. Он полагается только на себя, умело при этом используя, конечно же, имеющиеся в его распоряжении ресурсы, в т.ч. и человеческие. Блад любит иногда порисоваться, что называется, но это идет из очень мощной самооценки, дерзкого и буквально выпирающего Я! Я могу и я сделаю! В нем практически нет неуверенности в себе. В Хрониках есть четкая фраза об этом...В ответ на какую-то реплику губернатора д Ожерона, Питер думает о себе в таком духе: в себе Питер не сомневался никогда. Блад никогда не делает что-либо, чтобы доказать кому-то свою значимость. Он просто выражает свое дерзкое соревновательное я. И не потому что не уверен, а потому что слишком уверен в себе. Реально, иногда, он как танк, который прет и лучше на пути не стоять. Да, изящный, с учтивыми манерами, умный, умеющий отступить, когда нужно и чувствительный, не жестокий, но танк). Он может колебаться до принятия решения, но никогда позже. И здесь есть и духовный аспект. Он принимает вызов судьбы и сражается. Его жизнь это череда испытаний, в которых он постоянно проверяет качество своего духа и своей воли.
Другие очень привлекательные черты Питера: справедливость, любовь к эстетике, проявляющаяся на довольно тонком уровне, в частности, в стремлении красиво одеваться, но, конечно, не только в этом, ум, тонкая ирония, провокационность, энергичность. Он готов взять ответственность за людей и защищать тех, кто слабее его, кто не может как он. Над личностями, которые ему противны, он любит иногда психологически поглумиться, но это никогда не доходит до жестокости. Обладает феноменальным самообладанием.
В общем, да, все это есть, но главные черты воплощения Блада у Сабатини - хищник, имеющий благородные намерения))) и действующий согласно этому.
Блад, воплощенный в американской версии.Эролл Флинн
Тут показушность и поигрывание мышцой выходят на первый план. Речи пафосны, действия поверхностны, чувства грубоваты. В целом, такое воплощение мачо-ватого Блада. Блада-плейбоя, любящего покрасоваться только ради того, чтобы ощутить обожание публики.Хотя, возможно, и доброго в душе) Психологически незрелое воплощение Блада, который тем не менее может воодушевлять и вести за собой людей, ибо лидер, обладает силой, удачей, удальством и что важно берет под свою защиту обиженных.
Советско-французская версия. Ив Ламбрехт
Тут интересный Блад. Хотя по каким-то параметрам он бесконечно далек от Блада Сабатини. Прежде всего, создается впечатление, что он абсолютно не человек действия, а человек рефлексии. Он очень интровертирован и замкнут. При этом несомненно глубок, порядочен, умен, очаровательно изящен, чувствителен. И временами в нем ощущается отвага. Но такое впечатление, что ему нелегко командовать, нелегко быть среди этих людей, которых он уважает, конечно, защищает и любит. Ощущение, что у него мало жизненной энергии.
Блад, воплощенный в сериях фанфиков Natoth
Здесь, Блад, прежде всего, очень хороший человек, который пользуется огромной любовью своих товарищей и просто невероятной их преданностью. Он очень умен и талантлив в тех областях, которыми занимается: солдат, доктор, капитан. Он невероятно гордый и сильный человек, готовый совершить подвиг ради того, во что верит или тех, за кого взял ответственность. И он совестливый. Иногда это выражается в том, что он терзается мучительными раздумьями о своих поступках и правильности решения. Он отважен, дерзок. И не несмотря на то, что Питеру все удается просто блестяще, он при этом очень скромный.
Блад, воплощенный в циклах фанфиков Nunziata
О, здесь Блад это воин духа прежде всего. И да, он действует! Но при этом ощущение, что для него одержание внутренней победы является нечто гораздо более важным, чем внешние достижения. И в этом плане он очень глубок. Как будто есть еще одно измерение, в котором он действует. Не все это замечают, но оно там есть). Он ироничен, дерзок, умен, но как бы да...самые главные сражения для него это те, которые одерживаются на внутреннем поле. Сила, идущая изнутри. И есть некоторая мягкость в нем, лиричность. Не слабость, нет, а мягкость, проистекающая из некой внутренней силы, мудрости или зрелости. При том, что он обладает сильнейшим жизненным началом и отменным здоровьем. Есть в нем особый магнетизм. Харизма.
Если выделить, основное в разных воплощениях Питера Блада, то получится следующее:
Американский Блад - мачо
Советско-французский Блад - рефлексия
Nunziata - дух
Natoth - совесть
Сабатини - действие
Это вариации и особенности. Что же объединяет все эти вещи? Что есть такое в Питере Бладе, что есть в воплощениях всех авторов?
3. Общее во всех воплощениях.
Долго размышляла на эту тему. В итоге обнаружился у всех воплощений круг таких вещей как некий личный кодекс поведения и способность взять на себя ответственность за последствия своих поступков. Ну и еще одно, особо важное бладообразующее качество.
Некий личный кодекс поведения, который он не может преступить, ибо тогда перестанет сам себя уважать и это то, что сдерживает его хищническую натуру и, более того, приводит даже к способности жертвовать своими интересами (Р. Сабатини, особенно тот переломный момент, когда Блад "отказался" от мисс Бишоп ради ее счастья с лордом Уэйдом, и когда он отказался воспользоваться своей властью на корабле).
Способность встать и сказать "Я это сделаю!", вызвать огонь на себя, задвинув за спину, тех кто слабее, кто не может (Natoth, Nunziata, французская версия и американская, только по разному).
Итак, что же передают все выбранные авторы, пишущие о Бладе, если отвлечься от специфики.
Есть три качества, которые транслируются независимо от формы воплощения.
Первое качество, это ОТВАГА, которая дает силу другому, усиливает его быть отважным, ну или погибнуть... И это качество ВОИНА.
Это можно назвать также смелостью, дерзостью, умением рисковать, бороться, проявлять агрессию, чтобы отстоять себя, способностью смотреть в лицо смерти, способностью убивать, терпеть боль и лишения, бросать вызовы и встречать их достойно.
Отвага свойственна всем пяти воплощениям Блада. Правда, в каждом воплощении она принимает разные формы выражения.
У Сабатини она берет начало из абсолютной уверенности в себе и дерзости характера.
У Нунциаты основывается на духовных основах и идет из тотального следования своему Пути.
У Натот Блад не может себе позволить отступить, иначе он перестанет себя уважать.
Блад в исполнении Ламбрехта интровертивно отважен, это видно в его осанке, в том как он смотрит и как цедит слова.
Блад Флинна бравирует своей отвагой, хотя и мясисто так, несколько утрированно и в показушной манере.
Следующее смыслообразующее качество это способность быть лидером. ЛИДЕРСТВО. Причем это не демократический лидер, который избирается. Т.е. может быть и так, но Блад, часто, просто брал на себя лидерскую роль, выдвигаясь на первый план. Есть такие люди, которые словно бы по праву рождения обладают даром править другими. И правитель это не только власть и почести, это ответственность за свой народ. Я бы обозначила это качество как особого рода благородство, рядом с которым другие люди начинают ощущать себя защищенными, даже если человек ничего не делает. Благородство – этимология слова подсказывает нам, что это связано с каким-то родовым, врожденным качеством. Благой род. Способность человека не только выдвигаться на первый план, но и быть тем, кто отстаивает интересы идущих за ним, тот, кто думает о будущем этих людей, и ощущает свою ответственность за них. Это качество КОРОЛЯ.
Есть такое благородство крови знаете ли...Некоторые люди, рождаются королями и это не значит что они лучше других, просто вот такая у них траектория, такая роль. Кто такой король в данном смысле? Тот, кто правит. Но это только часть правды. Тот, кто чувствует ответственность за тех, кем правит и он сделает все, чтобы защитить тех, кто рядом, тех, кто просит помощи, и тех, кто не просит, но за кого этот человек чувствует ответственность. Он просто не может поступить по другому. И еще - король всегда король, стоит ли он на палубе своего корабля или брошен в тюрьму в кандалах. Обстоятельства не имеют никакого значения.
Но Блад был бы не Блад, если бы он был только отважным Воином и Королем. Скажем, в ОКБ немало персонажей, которые воплощают в себе качества Воина или архетип Воина. Даже Бишоп – Воин в той или иной степени. Волверстон, Хагторп, Огл, Лавассер, дон Диего, дон Мигель…в общем, иначе на флоте и в армии, или в пиратстве делать нечего. Ну, или можно найти себе нишу в свите того, кто является еще и Королем, как Блад например. Например, Джереми Питт. В нем я не вижу Воина, он скорее Мастер.
Некоторые персонажи обладают качествами Короля, например, явно Уиллогби, губернатор д. Ожерон, Мигель де Эспиноза…
Но самое самое смыслообразующее качество Питера Блада это СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Или иными словами чувствительность к окружению, к потребностям других людей и умение отстаивать их справедливо. Обладание очень острым чувством справедливости - важнейшее бладообразующее качество.
Суть этого качества заключается в очень тонкой сонастройке (на душевном, эмоциональном, психологическом уровне) с другими, которая позволяет Бладу брать под свою защиту тех, кто слабее, уязвимее, кто страдает, исцелять их или ранить.
Именно отсюда берет начало его редкостный гуманизм и тонкость, почти деликатность в обращении с больными, с пациентами (то, что он испрашивает разрешения у капитана Гарднера лечить тех, кто страдает в жестоких условиях содержания на «Ямайском купце»; как он всегда возвращается к своим обязанностям хирурга и врача и помогает тем, кто нуждается в помощи).
Его щепетильность в отношении к его соратникам, помощь им и понимание их нужд (как он относится к Оглу, как понимает Волверстона, как он помогает Нату Хагторпу вытащить из плена его брата Тома, как он понимает чувства Джереми к Люсьен и защищает его, как Блад парирует реплики Ривароля, когда тот пытается унизить его людей у него на приеме, как он учит барона правилам справедливости, как он взывает к Бишопу «Во имя человеколюбия!» в попытке защитить исполосованного плетьми Джереми и т.д. и т.д.)
Отсюда же и его деликатное отношение к женщинам, к какому бы кругу они не принадлежали (как он спасает от муки насилия и принуждения Мадлен д Ожерон, от насилия и возможно смерти Мэри Трейл, именно поэтому он удерживается от насилия над Арабеллой в ту темную ночь)) когда она ранила его своими жестокими словами, удерживается от того, чтобы воспользоваться своей властью, ибо это было бы несправедливостью (хотя, надо признать, он был на грани на грани), и именно поэтому он отпускает ее потом, вернее отпускает лорда Джулиана, признавая ее право на то, чтобы самой сделать выбор и заботясь о ее чувствах (!)).
То, что он такой хороший врач и так хорошо чувствует и понимает людей, особенно своих людей, это все идет из данного самого смыслообразующего качества Блада. Я бы назвала это словом ШАМАН. Тот, кто не чувствует ток энергий, нечто тонкое, что происходит между разными формами (людьми, предметами, растениями, животными) никогда не сможет быть хорошим врачом, целителем, или так остро почувствовать, ощутить где допущена несправедливость, никогда не сможет быть настолько деликатным в обращении.
Именно поэтому я не могу представить Блада ни при каких обстоятельствах участвующего в насилии над женщиной, в избиении ребенка или даже просто в допущении в своем присутствии надругательства над другими, над теми, кто слабее. Блад именно поэтому бросил вызов капитану драгунов, когда тот творил несправедливость в доме Бейнса. Все их стычки с Бишопом происходят, потому что Блад ощущает что перед ним тупая скотина, которая проявляет несправедливость по отношению к дорогим Бладу людям и вообще к людям. Именно поэтому я не могу представить себе Блада, скажем, избивающего палкой ребенка, женщину, юношу или раба-негра. Даже в участии в пытках не представляю. Хотя если это враг и достойный противник и это необходимо сделать ради того, чтобы защитить тех, кто идет за ним, Блад пойдет на это. Вспомним пытку для Эстебана, да и для дона Диего, когда Блад отдал приказ привязать последнего к жерлу пушки. Но в любом случае, в таких ситуациях Бладу приходилось сильно перевернуть вот эту свою составляющую. Чтобы защитить других и себя Блад становился удивительно НЕчувствительным к страданиям того же дона Диего или его сына.
Именно благодаря этому качеству Бладу удавалось до поры до времени не опускаться до жестокости или несправедливости. И также означало не злоупотребление своей властью ни при каких обстоятельствах, ибо это будет несправедливостью. Мы знаем немало примеров людей, персонажей, которые воплощали архетип Воина или Короля, но при этом проявляли огромное количество жестокости и уж вовсе не стремились врачевать людей или учитывать их чувства, или как то отстаивать справедливость.
Как это качество транслируется в 5 воплощениях.
Сабатини очень явно это показывает, особенно во внутренних монологах героя, в которых мы можем соприкоснуться с этим качеством удивительной внутренней чувствительности, справедливости Блада и в том, как он устанавливает особые принципы поведения на своем корабле и придерживается их…И заставляет других придерживаться их тоже.
Натот – в том, как Блад сострадает и заботится о больных, раненных, как он мастерски организовывает помощь во время их пленения, перевозки и уже будучи капитаном, в том как чувствует своих парней…
Нунциата – как Блад деликатен в обращении, в принципе, как он размышляет о своей возлюбленной, которая как он думает стала женой лорда Уэйда, в его мягком юморе…) ну и общение с шаманом, интерес к нетрадиционным методам лечения, духовность это тоже сюда
Флинн – ему труднее всего удается транслировать это качество)), но по крайней мере в том, как он как капитан провозглашает правила поведения: женщин не насилуем, законы соблюдаем проглядывает это качество справедливости, свойственное Питеру Бладу.
Блад в исполнении Ламбрехта деликатен и проявляет это через изящество движений, он вообще выглядит очень изящно и это помогает созданию нужного образа: умные глаза с глубиной во взгляде, тонкие пальцы, изящное сложение, улыбки…
И вот что интересно: сочетание отваги (дерзости и смелости) + чувствительности рождают знаменитую иронию Блада. Он так чувствует людей, их недостатки, происходящую глупость, тупость, несправедливость и одновременно отважен как лев)) и оружие, что он выбирает – ирония, провокация другого. Благодаря чувствительности его остроты так попадают в цель, а отвага дает необходимый драйв, силу. Помимо этого, его ирония – это часто способ защитить от чужих лап и взглядов то, что его трогает многое…Едкая ирония после встречи с Арабеллой в разговоре с Джулианом…Такая же горьковатая ирония во время разговора с Арабеллой в саду, когда он явно видит, что она несправедлива и своей иронией закрывается от боли…В разговоре с Диего, которому он симпатизирует и когда понимает что в общем, по отношению к этому человеку он допускает несправедливость, и вообще то к смерти его приговаривает, он снова выбирает иронию в общении. И опять таки отвага+чувствительность приводят к тому, что он провоцирует Бишопа, когда видит тупость и несправедливость полковника по отношению к исполосованному Джереми…И т.д. и т.д.
Вот эти три вещи (отвага, лидерство, чувствительность) делают образ Питера Блада таким невероятно мощным и притягательным, так как взывают к очень сильным архетипам – Воина, Короля, Шамана. Отвага, благородство, справедливость. Дерзость, лидерство, чувствительность. Отважный благородный защитник справедливости. Дерзкий и чувствительный лидер. Смелый и благородный целитель. Отважный справедливый правитель (капитан). Ну, это все Блад)) И отними хоть одно качество, получится диссонанс. Хотя, пожалуй, самое центровое из этой троицы - справедливость/чувствительность.
Ну, да не обошлось без пафоса, но такой уж герой)) и такой уж я читатель)