Автор: Margarido
Форма: недоаналитика или краткое субъективное описание мушкетёрского аниме
Рейтинг: PG
Примечание 1: речь идёт о сериале Sanjushi 1987-89 гг. Скачать можно здесь в неплохой одноголосой озвучке
Примечание 2: помнится, мы говорили с Никки об аниме-версиях приключенческих романов... Собственно, вот они, анимешные мушкетёры)
Примечание 3: очень много скриншотов выложено здесь: ссылки на яндекс-фотки
1-3 эпизоды - fotki.yandex.ru/users/noctu/album/426522/
4-7 эпизоды - fotki.yandex.ru/users/noctu/album/428135/
8-15 эпизоды - fotki.yandex.ru/users/noctu/album/456351/
16-29 эпизоды - fotki.yandex.ru/users/noctu/album/456387/
30-40 эпизоды - fotki.yandex.ru/users/noctu/album/456416/
40-52 эпизоды - fotki.yandex.ru/users/noctu/album/456419/
читать дальшеЯпонцы довольно часто снимают аниме по мотивам европейской истории или книг. Чего стоит только «Леди Оскар», она же «Роза Версаля» о событиях кануна Французской Революции, пересказанных сначала в манге, а затем и в аниме-сериале, со всеми особенностями жанра сёдзе, что, однако, вовсе не портит сабж и не вызывает отторжения у европейского зрителя. Яркая картинка, благородные герои как нельзя соответствуют тому романтическому духу, которым проникнуты многие художественные произведения и западных авторов о Европе XVII-XVIII веков.
И уж конечно, не могли восточные романтики обойти и классический сюжет о трех мушкетерах. Если другой роман Дюма, «Граф Монте-Кристо», был снят в виде модерн-АУ, а действие перемещено в будущее и практически в космическое пространство, то здесь мы видим вполне канонный сериал, рассчитанный по большей части на детскую аудиторию, что отразилось и на рисовке, и на многих поворотах сюжета, и, естественно, на рейтинге, не поднимающемся выше PG.
Говоря о сюжете, можно отметить, что знатоки сабжа именно в нем найдут то, что примирит их и с визуальным рядом, и с АУ-элементами, и со многими другими моментами экранизаций, столь нелюбимыми ярыми канонистами, поскольку даже «авторские» отклонения от романа изобилуют отсылками к тексту романа. Поэтому те, кто с детства знает Дюма наизусть едва ли не в каждой серии найдут, чему умилиться.
Итак, 52 эпизода. Сразу можно отметить, что исходный сюжет оказывается растянут благодаря щедрым вкраплениям сцен и порой даже героев, имеющих к нему мало отношения. Вместе с тем в общей канве сериала вырисовывается фабула оригинального романа, адаптированная для детей, но пересыпанная множеством порой недетских деталей, отсылающих и тексту книги, и к фанонным пляскам.
Юному японскому д'Артаньяну на вид и по поведению едва можно дать шестнадцать лет против классическим восемнадцати. Мальчик из обедневшей дворянской семьи выглядит и ведет себя как хулиганский фермерский сынок, нахально дразнящий некоего богатого наследника. Собственно, глупая детская дразнилка соседской коровы выливается в путешествие в Париж в поисках... слона.
Слон, на наш взгляд, - это всегда беспроигрышный вариант. Это же СЛОН - огромный, ушастый и няшный. Как правило, слоны, подобно всем любимцам
Слон открывает галерею персонажей-животных, которые действуют, приключаются и эволюционируют наравне с основными персонажами. С первых же эпизодов мы знакомится с любимцем миледи, обезьянкой Пепе, отличающимся преданностью госпоже и редкой сообразительностью. Нас ждёт попугай Коби – ещё один питомец главной злодейки, в процессе перешедший на сторону мушкетёров.
Но вернёмся всё же к сюжету. Навешивание «авторских» деталей и коверканье оригинального сюжета под детское восприятие смотрится довольно мило. Так, у нас нет потоптанного батистового платочка, зато есть репешок в роскошной шевелюре Арамиса. У нас нет Планше, философски плюющего с моста, зато есть маленький бродяжка Жан, продающий куколок, одна из которых стала поводом знакомства д'Артаньяна и Констанс. То, что в книге занимает пару абзацев, в аниме превращается в отдельные эпизоды или динамичные сцены с побегами, драками и стрелялками (например, Бекингэм в Париже доставил немало хлопот и мушкетёрам, и мельком появившейся м-м де Шеврёз, и даже миледи).
Множество второстепенных ОЖП и ОМП, неожиданное развитие каноничных персонажей (например, г-на Бонасье, активного участника ряда событий, поддерживающего, вопреки обыкновению, мушкетёров) приводят к внезапным поворотам, которые в итоге сводятся к оригинальным же сюжетам Дюма, а именно: к интриге с подвесками и истории железной маски. Естественно, в детском мультике можно и нужно соединять то, что на слуху, захватывает и при этом можно показать относительно низкорейтингово. В самом деле, не рассказывать же детям о повешенных женах, случайных связях с белошвейками и трагических кончинах детей главгадов.
Японцы легко стирают грани между европейскими сословиями и закрывают глаза на дворянские условности. Констанс – едва ли не единственная то ли служанка, то ли придворная дама при королеве. Юный недомушкетер, будучи нищебродом, живёт на лодочке, жарит рыбку над костерком наравне с мальчишкой-гаменом, а затем решает заработать деньги, став кем-то вроде банщика. Это служит прекрасным поводом для «приоткрытия» тайны Арамиса:
В общем-то, де факто история Арамиса в аниме – самая яркая на фоне историй (практически их отсутствия) двух других мушкетёров. Действительно, у нас нет ни Портоса с его страстью к прокурорскому сундуку, ни Атоса с нежной любовью к выпивке и повешенным блондинкам. Впрочем, вхарактерности и узнаваемости персонажей это не мешает. Улыбчивый и дуболомный Портос вполне забавен, а благоразумие Атоса зачастую затмевает находчивость д'Артаньяна. Вся троица мушкетёров порадует тех, кто не склонен вникать в драматические подробности их биографий и настроен весьма романтично и авантюрно.
Отсутствие множества канонных событий и деталей позволяет развить ряд хитросплетённых линий, которые любопытны с точки зрения фикрайта, но всё же мало имеют отношения к роману. Вместе с тем некоторые из них довольно изящны и забавны. Плюс они дают детальный рисунок событий, поясняют и показывают то, что в книге осталось за кадром. Но всё это – с учётом рейтинга и детского обоснуя.
Трактовка «тёмной» стороны вполне отвечает японским же привычкам. Пожалуй, концентрацией зла в аниме стоит считать миледи. Недаром же именно ей достался оригинальный зелёный оттенок волос. Не иначе как отражение её внутренней сущности. Однако ей идёт. Кроме того, создаётся полное ощущение, что её одну среди всех наделили мозгами, и к тому же объяснили, как ими пользоваться. И в довесок наградили мерисьюшной выживаемостью. Приятно, черт возьми, для фанатов леди.
Рошфор, как и Жюссак, скорее, служит эталоном зла в его юмором варианте. Им периодически «подыгрывает» Ришелье, хотя в основном он, разумеется, усталый и коварный паук, которого достали эти малолетние гасконцы и Ко. Поэтому, наверно, Ришелье и мантию красную, кардинальскую, надевает всего-то раз: чтобы красиво вытерпеть торжество королевы на балу. В остальное время его цвета – фиолетовый и чёрный. Не иначе как траур по оригинальному образу.
Наличествующие в сериале царствующие особы смотрятся довольно картонно. Впрочем, в большинстве случаев этого вполне достаточно. Их ООС относительно даже канона (не говоря уже об истории) даже не обсуждается. Чего только стоит кавайное «примирение» короля с братом-близнецом из-под железной маски, которое ограничилось одной сценой и не получило никакого продолжения или хотя бы вывода в конце. Кроме того, в сюжете присутствует еще один Железный Маска – бандит и сообщник миледи (а кто, по-вашему, еще мог учинить непотребство с заменой короля, если Арамис у нас погряз в мушкетёрских делах и мстях за старую нержавеющую любовь?). В итоге его даже не убили. Наличие у сериала как минимум одного вбоквела позволяет надеяться на его очередное коварное появление.
И, конечно, у нас есть Тревиль: бровястый, горбоносый, усатый – практически стопроцентный гасконец.
Огромный объём материала может заставить говорить о японских мушкетёрах до бесконечности. Но, честное слово, это всё же лучше смотреть. Причем, на наш взгляд, смотреть далеко не с целью поржать и не со скепсисом. Ибо сериал действительно чудесен, мил, фандомен и увлекателен, вопреки разгулявшейся фантазии сценаристов. Уж направить её в нужное русло им профессионализма точно хватило.