my-hit.ru/film/12903
"Следопыт" (2010) (Tracker)
Великобритания, Новая Зеландия.
В главных ролях: Рэй Уинстон (шотландец), Темура Моррисон (метис).
Новая Зеландия, 1903 год. Бывший партизан закончившейся англо-бурской войны примыкает к отряду, посланному поймать маори (представитель коренного населения Новой Зеландии), обвиняемого в убийстве английского солдата. Обладая редкими навыками читать следы, он первым настигает разыскиваемого. Дальнейшее конвоирование, общение и даже конфликты приводят к росту их взаимного уважения. Но по пятам идет отряд англичан, целью которых является показательное повешение обвиняемого.
Temuera Morrison, вестимо.
А фотки белого не будет - страшненький. Хорошо вошёл в образ бура.
www.scoop.co.nz/stories/CU0910/S00404.htm
Кстати, сценарист – голландец. Гы.
Теперь о кине
Помнится, амцы собирались снять римейк «Пленного». Похоже, что новозеландцы их обскакали. Хотя на самом деле Учитель тут ни при чём – фильм начали снимать давно: «movie which has been almost 10 years in the making».
www.odt.co.nz/news/queenstown-lakes/82893/filmi...
Хоббиты в восторге.
Отзывы так же противоречивы, как на русско-чеченский оригинал. Отмечают неожиданность финала. Я не буду заглядывать в конец – так неинтересно.
Tracker(Следопыт)
102 мин.
Реж. Ян Шарп
В ролях: Гарет Ривз, Марк Митчинсон, Энди Андерсон, Мик Роуз, Джоди Хиллок, Тим МакЛахлан, Стив Рейнсфилд
Арджен Ван Дьемен был командиром коммандос в англо-бурскую войну. Англичане готовы были дорого заплатить за голову этого командира партизан. Но война закончилась, и бывший солдат, у которого сожгли поместье и убили семью, отправляется путешествовать. Он оказывается в Новой Зеландии. Ван Дьемен присоединяется к поисковому отряду, который охотится за маорийским воином Кереамой, который якобы убил англичанина. Между преследователем и преследуемым, а затем пленником, возникают сложные отношения.
Отличный вестерн с хорошими ролями Рэя Уинстоуна и Темуэры Моррисона. Красивые пейзажи, сильные характеры, напряженный поединок главных героев.
Медленно, растягивая удовольствие, я досмотрела «Следопыта» до конца. О потерянном времени не жалею, но особой охоты смотреть на 2-й (25-й) раз нет.
Теперь разбор полётов.
В самом начале фильма – закадровый текст:
«После окончания войны проигравшие её и потерявшие в ней свои семьи и фермы буры, вчерашние солдаты, разъехались по всей территории Британской империи в поисках нового дома, лучшей доли».
Такая вот слегка альтернативная история. Автор опубликованной здесь любительской рецензии резонно недоумевает: «...Для чего буру, проигравшему войну против англичан, снова всплывать в другой британской колонии — борьбу против них он уже не ведет, а лечь на дно было бы менее рискованно за пределами территорий Британской империи».
Я тоже не могла понять этого до самого конца фильма. По моему скромному разумению, привести Следопыта в НЗ могло 3 причины – поиск работы, любовь или месть. Похоже, всё-таки последний мотив имел место быть. Он не осуществил свои намерения лишь потому, что Майор вёл себя как человек с чистой совестью.
Несколько диалогов 2 ГГ.
«– Я жизнь твою спас! Выкажи уважение!
– Я тебе сейчас кое-что расскажу про уважение!.. Во время войны я и мои люди отрезали указательные пальцы самым смелым британским офицерам. Только самым смелым. Это было проявлением уважения! Понял?! Вот что я делал с людьми, которых уважал.
...
– Мне всё ещё хочется узнать: а зачем ты отрезал английским солдатам указательные пальцы?
– Бог нас учит, что убивать других – это грех, если ты только не защищаешь свой дом или свою семью. И эта мера уберегает хороших людей от совершения повторного греха».
Вы как хотите, товарищи, а у меня сие милое занятие вызывает стойкий когнитивный диссонанс.
«– Где ты научился идти за человеком по следу?
– Дарби.
– Что за Дарби?
– Слуга моего отца. Старый готтентот.
– Гот-тен-тот!.. Гот-тен-тот!.. Хм!.. Что такое «готтентот»?
– Южноафриканский бушмен.
– Б_У_шмен? В жизни не встречал.
– И не встретишь. Их больше не осталось, скорее всего».
А это уже слегка альтернативная этнография.
«– Ты, должно быть, был хорошим солдатом.
– Я никогда не был солдатом... Но мы боролись с британцами как повстанцы. Но тоже недолго.
– Ты боролся за свою страну, за свою свободу. Это превращает мужчину в солдата.
– Я боролся за свою свободу?..
– Ну да. А разве не так?
– Я тебе сейчас расскажу, за какую свободу я боролся... В одно утро, первого января, я возвращался домой на свою ферму. Тогда я и увидел Дарби в последний раз. Он висел на дереве у моих соседей.
– Его англичане повесили?
– Нет. Не англичане. Мой сосед его вздёрнул. За то, что он одну ветку украл. Восьмидесятитрёхлетнего. Ни один старый бушмен никогда ничего не украдёт у соседа. Мой друг повесил его на дереве и оставил его там висеть шесть месяцев. Как назидание.
– Ты ему отомстил?
– Нет... Я пошёл на войну. Бороться за право таких ублюдков делать это снова. Вот это та свобода, за которую я воевал».
Альтернативная история и альтернативная этнография в 1 флаконе. Ну не могу я поверить, что в 1903 бурский фермер будет воспринимать свою войну за независимость как борьбу за право белых творить произвол над небелыми. Больше того – я не поверю, что в 2003 бурский интеллектуал с европейским образованием будет воспринимать её так – разве что у него слегка извращённое мировосприятие. Но если в 2003 он может воспринимать туземца как «своего», то в 1903 это – абсолютный нереал. Тем более туземца не из ЮА, а из НЗ.
Поэтому «несомненно героический поступок Следопыта для спасения маори» – полнейшая ненаучная фантастика. Куда более фантастичная, чем юный чеченец, офигенно красивый и не особо рвущийся воевать (см. претензии к Учителю). Придумать такой финал (действительно неожиданный и потрясающий, что и говорить – если отвлечься от этнорасовых нюансов) мог только сферически толерантный голландец нашего времени, причём по обычаю обкурившийся травы (и травы не зелёной, а оранжевой – то ли марсианской, то ли специЯльно выведенной славными нидерландскими селекционерами, создавшими оранжевую морковку и чёрный тюльпан).
Кстати, о «Пленном». Когда моя френдица прислала мне инфу об этом фильме, предположив, что это «другой "Пленный"», я вначале не сделала стойку. А теперь могу согласиться с тем, что таки да – «Пленный»-2. Почему?
1) 2 ГГ – «белый» и «чёрный». Второй красивее. Правда, если Джамал – настоящий красавец, а Рубаха – симпатичный малый, то Абориген (его зовут Кереама, но я не буду мучиться, пытаясь запомнить) – симпатичный малый, а Следопыт чуть красивее обезьяны.
2) «Белый» конвоирует «чёрного», получившего травму, со связанными (впереди) руками. Роуд-муви, совместные трапезы.
3) Попытка пленника сбежать по горной реке. И вообще красивые горно-лесные пейзажи. Только реки в НЗ глубже, а вода – изумительного светло-малахитового цвета.
Впрочем, ассоциации с «Cape Rebel» всё равно неизбежно возникают. Интересно – это плагиат или нет?
1) Мотив «трое белых избивали 1 туземца за то, что он спал с белой женщиной, и 1 из нападавших был убит», сюжетообразующий для «Следопыта» – и побочный для «Cape Rebel» (тем более что во втором случае секс был лишь в воспалённом воображении невежественного расиста).
2) Чисто сюжетный ход – «ГГ, местный житель, идёт по безлюдным местам, питаясь подножным кормом» и «ГГ, необоснованно обвинённый в убийстве, скрывается от преследователей». Правда, в «Следопыте» это идёт параллельно, в «Cape Rebel» – последовательно.
3) И главное – животрепещущие дискуссии на тему
«– Я только пытаюсь помочь правосудию свершиться!
– Ты лжёшь! Закон и правосудие здесь ни при чём. Всё из-за денег! Ты душу свою продал. Ты же знаешь, что они меня повесят за то, что я даже не совершал!
– Тому были свидетели!
– Солдаты и женщина! Она белая женщина! А я – маори! Именно те солдаты это и сделали. И именно солдаты повесили моего отца!»
Уверения в честности правосудии явно зависят от того, кто ты – жертва или преследователь. Если в 14-й серии Джеймс на полном серьёзе говорит «Ведётся официальное следствие» и получает в ответ полную непередаваемого сарказма реплику Слута «Да. Британское правосудие!», то в 21-й серии эту же фразу с точно такой же насмешкой произносит уже Роберт. В 22-й серии он же ехидно уточняет: «У правосудия или британского правосудия?», а Джеймс иронично замечает: «Военное правосудие не допустит». И в 24-й они в унисон высказывают своё «фи» Империи:
«Джеймс: Нет, майор, всё это означает, что мы не боимся вас и вашего министерства обороны.
Роберт: Мы больше ему не верим».
И на закуску – несколько моментов.
1) Фиг бы Следопыт нашёл Аборигена, если бы не
2) Весьма колоритен неудачливый следопыт № 2 – шотландец в килте.
3) Очаровательны макинтоши, которые надевают во время дождя. И синяя форма. Как уверяет русская Вики в статье «Битва при Изандлване», тёмно-синяя - это полевая форма офицеров.
4) Складывается ощущение, что томми потащили с собой в поход по горам фаянсовые тарелки. Во всяком случае, Следопыт кормит связанного Аборигена как раз с такой.
5) Совершенно не понимаю, как маори с раненой рукой мог плыть и драться. Неужели местные растения оказывают столь чудодейственное лечебное действие?
6) Сюрное впечатление производит боевой клич дикаря, исходящий от одетого по-европейски человека, который размахивает не копьём, а пистолетом.
7) Параллелизм действия, когда Абориген совершает в пещере свой экзотический маорийский обряд, а Следопыт в это же время читает Библию и рассматривает портрет своей покойной семьи, вделанный в часы, при всей своей банальности настраивает на сентиментальный лад.