10:57

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Мне показалось, это будет интересным.

Литературные грехи Фенимора Купера

Марк Твен




"Следопыт" и "Зверобой" - вершины творчества Купера. В других его произведениях встречаются отдельные места, не уступающие им по совершенству, а даже сцены более захватывающие. Но, взятое в целом, ни одно из них не выдерживает сравнения с названными шедеврами.
Погрешности в этих двух романах сравнительно невелики. "Следопыт" и "Зверобой"- истинные произведения искусства".
- Проф. Лонсбери.

"Все пять романов говорят о необычайно богатом воображении автора.
...Один из самых замечательных литературных героев Натти Бампо... Сноровка обитателя лесов, приемы трапперов, удивительно тонкое знание леса все это было понятно и близко Куперу с детских лет".
- Проф. Брандер Мэтьюз.

"Купер - величайший романтик, ему нет равного во всей американской литературе".-Уилки Коллинз.


Мне кажется, что профессору английской литературы Йельского университета, профессору английской литературы Колумбийского университета, а также Уилки Коллинзу не следовало высказывать суждения о творчестве Купера, не удосужившись прочесть ни одной его книги. Было бы значительно благопристойнее помолчать и дать возможность высказаться тем людям, которые его читали.
читать дальше

@темы: Биографии, Марк Твен, Фенимор Купер, История

Комментарии
17.02.2014 в 12:03

Три в одном
ООО, Марк Твен - опасный человек :lol:но хрустнувший сучок... - тут он прав. Я читала Купера давно, в детстве, но хрустнувший сучок до сих пор помню четко из его репертуара. :)
17.02.2014 в 12:03

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Quiterie, спасибо!
Слушай, какая прелесть! Инсайд-стайл в условиях 19 века! Мне Купера хочется прочитать уже просто из солидарности :laugh:
Вообще очень интересно смотреть, что говорили писатели 19 века о творчестве, своем и чужом. Надо больше таких статей!
17.02.2014 в 12:09

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
natoth, да, я что-то перечитала и посмеялась ) Про индейцев тоже отлично.

Stella Lontana, у Марка Твена еще вторая часть разбора есть ) Надо ее тоже выложить.
17.02.2014 в 21:16

Я открыта всем ветрам )))
Твен жжот и пепелит просто, такая язвительная сволочь!!!
:crzfan::crzfan::crzfan::crzfan::crzfan::crzfan:
Но вообще-то он прав во многом. Я ж и говорю, не новый перевод Фенимора Купера надо делать, а его адаптацию. То есть проще говоря переписать всё по своему.
Теперь я буду его защищать.
Ну с индейцами и стрелковыми соревнованиями у него полный швах вышел, это правда. Хрустнувшим сучком он сильно злоупотребил, хотя кто ходил по диколесью, тот знает, что идешь там не по земле, а по валежнику и все это непрерывно под ногами шуршит и хрустит. Если надо тихо идти - хуже леса места нету. Но с другой стороны на каждый хруст там реагировать - с ума сойдешь, там и без человека треск порой стоит - обламываются ветки, разваливаются трухлявые стволы, сушняк друг на друга натыкается от малейшего ветерка. Лес все время немного хрустит, так чего уж там.
Еще проще с пушечным ядром. Английская статья в вики "Пушка" (Cannon) дает нам для 18 века дальность пушечной стрельбы 90 метров (300 футов). Так что если до вас докатилось ядро, то к форту вы выйдете без проблем, в тумане там не в тумане - ерунда. Сто метров - это такая фигня, если ты слышишь взрывы. Никакого следа уже просто не надо.

А вот по поводу следов в русле ручья - тут Твен не совсем прав. Если ручей пересыхает, то вода в нем течет медленно, а ил становится густым и тогда ямку вдавленную ногой вода может размывать сутки. А Чингачгуку же не надо было найти след, он и так знал, что гуроны здесь прошли, он только не знал куда, поэтому цепочка ямок дала ему направление.
И язык Натти Бампо я тоже хочу защитить. Это у него такая особенность, он то говорит как урка, то как самый ботаник из ботаников. Это по-моему даже прикольно. Воспитан-то он в Англии, а потом скитался по каторжным местам, вот и образовался такой двойной стиль. В одном предложении он никогда эти стили не мешает. Или уж витиевато выражается или попросту. Это у него отнять нельзя (но можно причесать).
18.02.2014 в 20:13

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
По-моему, Твен Куперу сделал самый большой комплимент из возможных. Или я как-то не так поняла последнюю фразу. Купер не умеет писать, но он пишет книги, которые интересно читать. Как он это делает? А черт его знает. Искусство! ))
18.02.2014 в 20:55

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
cuppa_tea, а я мне кажется, что он призывает Купера подредактировать >.< )
18.02.2014 в 22:19

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Видит бог, воображения у Купера было не больше, чем у быка, причем я имею в виду не рогатого, мычащего быка, а промежуточную опору моста. :lol: язва, ну какая язва!
18.02.2014 в 23:23

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
cuppa_tea, в принципе, мне тоже так показалось, но я не уверена, что это осознавал сам Твен.
18.02.2014 в 23:33

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Quiterie,
такие талмуды редактировать - проще уж подредактировать взгляд на писателя )
19.02.2014 в 06:14

Я открыта всем ветрам )))
cuppa_tea, Хемингуэй сказал про Достоевского: "Я не понимаю, как человек мог так убого, так беспомощно писать и производить такое мощное впечатление!". Верно, комплимент.

Взгляд на писателя у нас и так самый раздевающий. Теперь бы решить, что нам делать с его произведениями. В них есть определенная ценность. Герои там классные, они дружат так натурально, преодолевают всякие там сословные и национальные препятствия, любят, деликатничают, жизнь друг за друга отдать готовы. Ну и поле для действия хорошее, Америка в первый век освоения.
Я вот живу в Сибири. Тут тоже для такой романтики полно было места, но никто ведь не написал.
19.02.2014 в 12:54

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Weala, Теперь бы решить, что нам делать с его произведениями.
Пусть живут :alles:

Я больше всего запомнила "Прерию", в подростковом возрасте зачитывалась. Недавно решила повторить опыт. И ни шмагла )) Думаю - как я могла это читать? Но ведь читала ) И сохранила самые приятные воспоминания.

Я вот живу в Сибири. Тут тоже для такой романтики полно было места, но никто ведь не написал.
Дерсу Узала? (или я путаю регионы?) Люблю эту книгу.

У нас места не хуже, но люди другие и внешне, и по характеру. Поэтому и не писали. В общем, не из-за природы.
19.02.2014 в 13:07

Я открыта всем ветрам )))
Да, и Дерсу Узала сюда же. Правда он более северный дядька, он же тунгус. Я с юга Сибири. (Не все вообще люди верят, что у Сибири есть юг, а он есть).
Тайга, степь, колонисты, трапперы, пушнина, русские, местные племена, кеты, хакасы, тофалары и шорцы. Между собой они воевали не меньше индейцев. Были и люди вроде Соколиного Глаза, которые сживались с местными, получали от них имена, говорили на их языках. Знаменитый художник Суриков в молодости вел вот такую жизнь Зверобоя, шатаясь по лесам с пятеркой друзей-индейцев. Потом он правда уехал с одним из друзей в Красноярск учиться и прославился. Но на языках местных индейцев, в частности на хакасском (такого слова правда тогда не было, говорили "минусинские татары") говорил до самой смерти. И с Чингачгуком своим не расстался.

Прерию я тоже обожаю, она лучший роман из всей пятерки. На берегах Онтарио - тоже хорош.
19.02.2014 в 13:31

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Weala,
систематически в тему не вникала, поэтому все это для меня новости. Про Сурикова интересно )
Наверное, у нас вообще с приключенческой литературой было не очень... Вот всякие шпионские истории либо путевые заметки - это да, в почете ) И то больше в 20 веке.
Ну и еще такое соображение... недавно упоминала его у себя в дневнике, здесь с трепетом повторяю ) У нас, если описывать такого рода приключения, есть все шансы изобразить толпу бородатых мужиков в шкурах :gigi: Американский антураж все-таки более гламурный. Леггинсы и все такое :-D Как-то больше располагает к увлеченности персонажами.
19.02.2014 в 14:14

Я открыта всем ветрам )))
cuppa_tea,

В самой первой главе Зверобоя, абзац или два от начала на поляну выходят двое путников, вот что Купер говорит об их одеянии:
Одежда их не заслуживает особого упоминания; надо только заметить, что она была сшита главным образом из оленьих шкур — явный признак того, что ее владельцы проводили жизнь в бесконечных лесах, на самой окраине цивилизованного общества. Тем не менее в одежде Зверобоя чувствовалась забота о некотором щегольстве, особенно заметная на оружии и на всем охотничьем снаряжении. Его карабин находился в полной исправности, рукоять охотничьего ножа была покрыта изящной резьбой, роговая пороховница украшена подобающими эмблемами и насечкой, а ягдташ обшит индейским вампумом note 12 . Наоборот, Гарри Непоседа, по свойственной ли ему небрежности или из тайного сознания, что его наружность не нуждается в искусственных прикрасах, был одет кое-как, словно выражая этим свое презрение ко всяким побрякушкам.
То есть их потом уже гламуризировали иллюстраторы, а у Купера они и были толпой в шкурах. А лосины (кожанные штаны) и у нас носили. Или ты под легинами что-то другое полнимаешь? Вообще одевались довольно похоже, надо сказать. Люди всегда похоже одеваются в сходных условиях жизни.
19.02.2014 в 14:37

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Weala,
не, у них трапперы - медведи еще те, но все как-то уравновешивалось - или дамами, или ГГ весь из себя бритый и в одеколоне... хотя я больше фильмы смотрела, чем книги читала ) Да, это спорная т.зр. Мне вообще больше нравится читать "не наше", поэтому отношусь пристрастно.

Или ты под легинами что-то другое полнимаешь?
Индейские штаны. Может, не в романах Купера. В принципе, образ индейца сильно романтизирован (и достаточно далек от действительности). С нашими северянами это проделать труднее.
19.02.2014 в 14:49

Я открыта всем ветрам )))
Согласна. Опять же они романтизированы, потому что их романтизировали. Мы со своими такого не проделали.
Но зато мы их и не истребили, что их самих, наверное, более радует, чем посмертная романтизация.
19.02.2014 в 14:52

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Weala,
Но зато мы их и не истребили, что их самих, наверное, более радует, чем посмертная романтизация.
+100500
В этом смысле меня даже радует, что у нас не очень много такой литературы. Меньше поводов к раздраю.
19.02.2014 в 15:06

Я открыта всем ветрам )))
Может быть, может быть. И все равно близко зная их (наших юго-северян) я думаю, они достойны книг и фильмов. Какие там сюжеты были потрясающие. А кто их знает? Только историки вроде меня.
19.02.2014 в 15:27

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Weala, cuppa_tea, мне все больше нравятся здешние литературные дискуссии последних дней ;-) Вот у нашего гипотетического издательства приключенческой литературы и тема появилась, раньше почти не освоенная - романтизируй не переромантизируй ))))

Weala, так рассказывай свои сюжеты, что же ты!
19.02.2014 в 15:30

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
19.02.2014 в 16:47

Я открыта всем ветрам )))
Stella Lontana, Погоди, дай подумаю, сюжеты действительно есть. А чего мы хотим? Приключений? Войны? Или просто шастанья по лесам?
19.02.2014 в 18:17

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Weala, мы хотим, чтоб за душу брало, остальное неважно. Я тебя не заставляю прям щас писать: просто если есть сюжеты, которые прямо жаль оставлять ненаписанными, тем более, редкие, малоизвестные и узко специализированные, так делись с общественностью - может быть, еще кого-то всколыхнет. Вон как Дочь капитана Татаринова рассказывала про Ерминию Жданко.
19.02.2014 в 19:55

Я открыта всем ветрам )))
Жизнь моя становится все интереснее и интереснее :trud:
Фэндомная аналитика это то пространство, в котором я себя еще не пробовала. Но у меня возникла идея "Сибирская конкиста, как пространство для приключенческих эпопей" и пошла-ка я ее реализовывать.:write:

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии