10:24

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Марк Твен
Еще о литературных грехах Фенимора Купера



Молодые люди, изучая Купера, вы убедитесь, что полезнее всего изучать его во всех подробностях, слово за словом, предложение за предложением. Ибо каждое его предложение интересно. Интересно оно своим построением — своим особым построением, своим оригинальным построением. Рассмотрим одно-два предложения, чтобы убедиться в этом. Вот отрывок из главы XI «Последнего из могикан» — одного из самых прославленных и восхваляемых романов Купера:

«Невзирая на быстроту их передвижения, один из индейцев улучил удобный случай, чтобы сбить стрелой притомившегося олененка, и терпеливо нес на плечах наиболее лакомые фрагменты своей жертвы до самого места привала. И теперь без всякой помощи поварской науки он вместе со своими товарищами немедля приступил к насыщению этой удобоваримой пищей. Один лишь Магуа сидел в стороне, не принимая участия в отвратительной трапезе и, по-видимому, погрузившись в глубокие думы».

читать дальше

комментарии:

… молодые люди… — отрывок этот должен был предположительно входить в серию лекций «профессора изящной словесности Аризонского ветеринарного училища, магистра искусств Марка Твена».

… нарушение правила 14…— В очерке «Литературные грехи Купера» Твен отмечал, что Купер нарушает 19 правил из 24, которым подчиняется художественная литература…

Правило 14 гласит: «Избегать излишеств».

Правило 12: «Автор должен говорить то, что намерен сказать, а не ходить вокруг да около».

Правило 13: «Употреблять нужное слово, а не его троюродного брата».

Правило 15: «Не опускать необходимых подробностей».

Правило 16: «Избегать неряшливости формы».

Правило 17: «Не отступать от требований грамматики».

Правило 18: «Пользоваться простым стилем без украшений».

@темы: Марк Твен, Фенимор Купер, История

Комментарии
19.02.2014 в 10:34

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Quiterie, ага! Мэтр продолжает избиение "младенцев"! :-D
19.02.2014 в 10:34

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Stella Lontana, мне очень понравилось описание стиля автора )
19.02.2014 в 11:23

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Quiterie, да, "лакомые фрагменты" тоже заслуживают отдельной картинки :)
Вообще Твен много дельного говорит: я, например, тоже, наверное, страдаю "лишними словами" и злоупотребляю не играющими на сюжет красивостями. Но при этом мне совершенно не нравится то, что получается у Твена в итоге после всех сокращений :-( Нужна какая-то золотая середина.
Интересно было бы почитать весь курс лекций для этих студентов ветеринарного колледжа (да, основательно им там преподавали словесность!) - наверняка же, еще много интересного есть, не в привязке к Куперу.
19.02.2014 в 11:26

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Stella Lontana, про свое профессорство Твен стебется, оттого и ветеринарный колледж ) А вообще-то у тебя как раз очень мало лишних слов.
19.02.2014 в 11:33

Три в одном
Марк Твен - знатный тролль. Хорош бы он был на бартере :))
19.02.2014 в 11:37

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
natoth, предлагаю после ФБ вспомнить свои самые ядовитые бартерные отзывы )) У меня один такой был :shuffle:
19.02.2014 в 11:45

Три в одном
у нас пока один такой отзыв за все выкладки... типокритика. :)
Но в других командах попадались такие подвыподверты... эээ марк твен отдыхает. Я таких терминов не знаю даже , какими бартерщики ругались :)
19.02.2014 в 11:46

Три в одном
Мне пока везет с командами на бартере... нет повода ругать за что-либо. Но третий левел еще только начался...
19.02.2014 в 12:47

Я открыта всем ветрам )))
Stella Lontana, Я даже специально залезла в пост "О письмах и каторожниках" - у тебя совершенно нет причин беспокоится. Твой стиль достаточно лаконичен, строен и красив. Каждое слово на своем месте, как жемчужинка. Девчонки не дадут соврать, пишешь ты очень хорошо.

И вообще, дорогие мои, Твен по моему перебирает. Это же не сценарий, чтобы так уж выхолащивать-то все. Ну поняли мы, что один из индейцев убил оленека и притащил к месту привала. Но ведь мы не увидели картинку. Мы не увидели, как идет этот индеец с резанной тушей на плечах. Как ему трудновато ее нести, но что поделаешь, жрать-то надо и товарищей кормить. И засранца Магуа, который гонит всех по лесам, решая свои проблемы. Кровь с нее капает на голую спину, наверное, а ему пофигу, он дикарь, подумаешь кровь. Мы не увидели, как он отделился от цепочки своих, потому что они же идут быстро, а подстрелить одно дело - если резать, то это уже остановка. Как потом их догонял. Мы этого всего не почувствовали из урезанной фразы.
Я бы переделала так:

"Невзирая на быстроту их передвижения, один из индейцев улучил удобный случай, чтобы сбить стрелой притомившегося олененка, и терпеливо нес на плечах наиболее лакомые фрагменты своей жертвы до самого места привала. И теперь без всякой помощи поварской науки он вместе со своими товарищами немедля приступил к насыщению этой удобоваримой пищей. Один лишь Магуа сидел в стороне, не принимая участия в отвратительной трапезе и, по-видимому, погрузившись в глубокие думы».

"Несмотря на то, что шли они быстро, один из индейцев подстрелил олененка и терпеливо нес на плечах его задние ноги до самого привала. И теперь вместе со своими товарищами они сразу стали резать эту простую пищу и есть ее не готовя. Один только Магуа, сидел в стороне, не принимая участия в кровавой трапезе, погруженный в размышления".

Наиболее лакомые части, я выкинула, поскольку нельзя же делать вид, что автор настолько дурак, что даже сам не знает, что за части там тащит индеец. Удобоваримым сырое мясо по факту никогда не было. Оно очень долго переваривается, почему его и едят в походе - долго сытым будешь.

Красивости, которые не играют на сюжет, часто играют на зрительное восприятие или на какое-то другое (может быть моральное) впечатление от текста.
19.02.2014 в 13:01

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Weala, да конечно, Твен перебирает. Он активно проповедует свой собственный стиль, который тоже - тут как с одеждой - не всем пойдет. А еще он совершенно не понятно для меня агрессивен: ну, считаешь ты, что кто-то пишет хуже тебя - ну и радуйся! Зачем так нервно доказывать это всем и каждому?

А вот править ни того, ни другого я бы не взялась. Во-первых, у нас тоже собственный стиль :) А во-вторых, я не настолько уверена в собственном литературном чутье, чтобы сказать: "здесь должно быть так, и никак иначе". Впрочем, в этом вообще нельзя быть уверенным. Поэтому я до сих пор не понимаю, как работают беты :D
19.02.2014 в 13:13

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Stella Lontana, Поэтому я до сих пор не понимаю, как работают беты :D
Сказал человек, который бетил этим летом ))
19.02.2014 в 13:30

Я открыта всем ветрам )))
Очень агрессивен, что поневоле наводит на мысль, а не завидует ли Твен такой любви народа к сопернику.

Видишь ли, мир меняется. Эти произведения погибнут, если их не адаптировать. Потому что наши потомки, привыкшие к быстрой смене картинок на экране уже вообще не способны прочитать фразу длинной в 30 слов. Много ли народа теперь читают Жуковского? А ведь современники считали, что он лучше Пушкина. Жуковский в литературном смысле помер. И Купера сейчас читают только по случайности. А в нем много ценного и интересного.
Я тоже не настолько в себе уверена, но очень уж хочется его сохранить. Участие в этом деле нескольких людей, которые тоже сравнивают тексты и могут подкорректировать тебя во-первых приближает результат к идеалу, а во-вторых придает ему вес. "Фэндомная редакция" - как это звучит, а?
Я бы бетой быть не хотела. Но если бы вопрос встал остро - например, если твой текст будет не отбечен, но он не попадет на конкурс, то я бы взялась. Наплевала бы на свои колебания и неуверенность ради ценности текста.
19.02.2014 в 13:31

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Quiterie, бетил. Но не понимал. Субъективно же все.
19.02.2014 в 13:48

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Weala, ой, нет-нет, я считаю, осовременивать - это как раз убивать. Лучше пусть об этих важных вещах кто-нибудь современный что-нибудь напишет тогда уж.
19.02.2014 в 14:12

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Да, мне тоже не нравится то, что в итоге получилось у Твена. Вроде и слова оставлены те же самые, но душа ушла.

Хотя по стилю он прошелся знатно и не без оснований :D Я бы все же заменила "фрагменты" кусками. А это - Гуроны вовсе не намеревались обречь жизнь своей жертвы на полную гибель посредством смерти в огне. надо использовать при написании диссертаций. Прием - как растянуть самую элементарную фразу )
19.02.2014 в 14:36

Я открыта всем ветрам )))
Stella Lontana, Но согласись, если бы можно было не осовременив сделать читабельным... Да при этом не забирая у Купера славу писателя.
Можно конечно написать то же самое опираясь на куперовский сюжет, но это как-то не очень честно. Хотя ведь фики мы же пишем.
Да о чем я говорю! Нас все равно будут ругать, если мы это сделаем. Скажут "много на себя берете", да "как не стыдно", да "вообразили себя". Но зато будет пиар :gigi:

cuppa_tea,
Я представляю себе такого гурона в очечках (снятых у Паганеля):
"Милостивый государь вождь, намереваемся ли мы посредством огня предать сих бледнолицых их собачей смерти? Или же вопреки всяческим ожиданиям пусть они немного поджарятся при посредстве высокотемпературного воздействия?" :lol2::lol2::lol2::lol2:
19.02.2014 в 14:38

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Weala,
Или же вопреки всяческим ожиданиям пусть они немного поджарятся при посредстве высокотемпературного воздействия?
:lol:

Бледнолицый не читал сэра Чарльза Дарвина и не знает, что обезьяна - наш общий предок (с)
19.02.2014 в 14:52

Я открыта всем ветрам )))
Маниту сотворил бледнолицых в миг глубокой депрессии!
19.02.2014 в 14:55

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
22.02.2014 в 01:26

Да, Твен та еще язва. Но в результате он Купера выхолостил, как справедливо заметила Weala.
А я-то собиралась на следующую битву осмелится предложиться кому-нибудь в беты! Теперь и побоюсь.
22.02.2014 в 01:33

Я открыта всем ветрам )))
momond, Иди ко мне в беты. И ничего не бойся. Прорвемся, мы ж не классики.
22.02.2014 в 11:47

Weala, я вся ваша.
22.02.2014 в 11:52

Я открыта всем ветрам )))
momond, Ура!:ura: Скоро от меня будет вам работенка.
22.02.2014 в 12:48

Марк Твен - знатный тролль. Хорош бы он был на бартере :)) :hlop: :lol:

у нас пока один такой отзыв за все выкладки... типокритика. :)
Бартерщик-посрамитель виддеров?))
22.02.2014 в 12:56

Три в одном
Ага, хотя там просто критика, даже с конструктивом.
Хотя насчет Твена соглашусь, если бы это был бета, не пошла бы к нему ни за что. Ибо безжалостно лезет в стиль автора, уничтожая его, вместо корректировки и правки пунктуации с ашипками.
Да, Купер не фонтан по построению предложений, но если писать совсем сухо, это будет репортаж газетный, а не худлит-ра.
22.02.2014 в 13:11

Я открыта всем ветрам )))
natoth, А главное, что делает из Твена совсем никудышнюю бету - он хорошего-то в Купере не видит совсем. А я бы сказала там его есть. Например у него личные судьбы героев разворачиваются на фоне внушительных событий истории и Купер умудряется ведя нас через какие-то частные перепетии (сопровождал девушек, влюбился, поссорился) раскрыть полную картину взаимоотношений, мы знаем кто с кем воевал, кто как был одет и вооружен, какие форты и как переходили из рук в руки, что обычно происходило с переселенцами и какими на деле были индейцы.
Чтобы быть хорошим критиком, надо быть немножко привязанным к тому, кого критикуешь. Я щитаю. :bug:

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail