spero, ergo sum
Название: Кто же такой князь Рюрик и откуда он пришел?
Автор: WTF Semenova 2014
Бета: WTF Semenova 2014
Форма: Фандомно-историческая аналитика
Пейринг/Персонажи: князь Рюрик, Трувор и Синеус и другие
Категория: джен
Размер: 1760 слов
Рейтинг: G
Размещение: запрещено без разрешения автора
Для голосования: #. WTF Semenova 2014- работа "Кто же такой князь Рюрик и откуда он пришел?"
читать дальшеИсторические романы Марии Семёновой относятся к одному и тому же временному отрезку. В «Лебединой дороге», «Валькирии», «Ведуне», «Пелко и волках» и даже в рассказе «С викингами на Свабальд» прямым текстом указан один и тот же ориентир – в Ладоге правит князь Рюрик. То появляется, то исчезает некий Вадим, не то второй князь, не то воевода, а так же воевода Олег Вещий, меняются местные, удельные князья и воеводы, - но в Ладоге правит Рюрик.
Кстати, это реальный исторический персонаж. Можно спорить о том, существовали ли на самом деле его братья Трувор и Синеус, про которых писали в школьных учебниках по истории, можно выдвигать более или менее правдоподобные гипотезы о том, откуда пришел Рюрик и кем он был по национальности, но факт остается фактом – Рюрик был. И именно его потомки вплоть до Ивана Грозного и его сыновей правили Киевской Русью, а затем и княжеством Московским. И именно Рюриковичами называли себя наиболее влиятельные и родовитые дворяне много веков спустя. Существовал этот славный предок, и личностью он был незаурядной. Вопрос лишь в том, что именно мы о нем знаем, и что это был все-таки за человек.
Вопрос о происхождении Рюрика всегда вызывал огромное количество споров, дискуссий и самых невероятных гипотез. Но обратимся к тому самому историческому источнику, из которого мы знаем о призвании варягов. Лично я воспользовалась трудами местного краеведа, Юрия Сякова, который в своей книге "Сказание о Волховской земле" довольно часто и точно цитирует летописи. Итак, в «Повести Временных лет» летописец Нестор сообщает следующее: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы – вот так и эти назывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»».
Из этого отрывка становится ясно, что чудь, славяне, кривичи и весь собирались объединяться, а значит, у них уже имелся немаленький опыт общения, и относились они друг к другу вполне по-добрососедски. Если бы у них были раздоры и они находились на грани гражданской войны, едва ли отправились все вместе приглашать одного на всех предводителя. Были бы отдельные посольства и отдельные приглашения. Во-вторых, русь в данном случае – народ. Отдельный народ, такой же, как шведы, норманны, англы и готландцы – но ни одна из упомянутых выше национальностей родной для Рюрика не является. Значит, ошибочна норманнская теория, Рюрик – не скандинав. Вернее – не швед, не норвежец и не датчанин, говоря современным языком, он – рус, кем бы они ни были. Кстати, из текста можно понять еще и следующее: послы уверены, что если правитель оттуда придет, то он сумеет и навести порядок, и удержать власть. К потенциальному завоевателю послов бы не посылали, значит, с таинственными русами отношения были мирные и довольно уважительные. И в-третьих, не порядка в стране не было, а всего лишь общего для всех свода законов – наряда. То есть была своя Правда у славян, своя – у кривичей, и так далее. Но они уважали чужие обычаи, иначе послы говорили бы не о том, что наряда нет, а что не соблюдают-де другие народы наши, правильные, законы. Нет, все народы отдавали себе отчет в имеющихся противоречиях. А русы, выходит, слыли не только сильными с военной точки зрения (власть возьмут и удержат), но и прославились как справедливые правители, а не потенциальные деспоты. К тому же их обычаи были сходны с обычаями соседей (не приглашали бы на правление совсем уж чужаков).
Далее «повесть временных лет» гласит: «И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус, - на Бело-озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Так на сцене появляются варяги. На Руси это слово означало «союзник, товарищ по клятве, воин, давший присягу». Автор многотомной «Истории России с древнейших времен" С.М. Соловьев считал, что этим словом обозначали дружины, собранные из людей, волей или неволей покинувших свое отечество и вынужденных искать счастье в других странах. И от таких наемников получила название целая страна. Не ото всех – только от пришедших с Рюриком, тех, которых называли русью. Кстати, существовала гипотеза, по которой ни Трувора, ни Синеуса в природе не существовало, а был буквальный перевод летописцем старошведских sine hus (с родом своим) и thru varing (с верной дружиной). Автор это гипотезы – А.Н. Кирпичников, археолог, занимавшийся многочисленными раскопками в Старой Ладоге, человек, заслуживающий несомненного уважения. Но тогда не странно ли звучит вторая приведенная здесь цитата? Приезжает князь и сам селится в одном городе, дружину отсылает в другой, а семью – в третий. В чужой стране оставаться без верных людей, а семью, опять же без прикрытия дружины, селить довольно далеко от себя – звучит по меньшей мере странно. С точки зрения безопасности и вовсе грубейшая ошибка, да и тавтология получается, ведь про привезенных родичей уже было указано. Так что остановимся на варианте, что Трувор и Синеус существовали, и это действительно братья Рюрика..
Есть еще одна загвоздка – Новгород. В те времена его просто не существовало, по крайней мере не сохранилось археологических свидетельств того, что город уже был. И кстати, а за какое море отправились послы? И что было дальше? Судя по летописям, прибыл Рюрик все-таки в Ладогу (ту, которую теперь называют Старой), четыре года прожил там, а затем ушел к ильменьским словенам для налаживания отношений и присоединения их земель (как пишет в своей книге волховский краевед Сяков Ю.А.), а вот автор «Историко-археологического изучения Древней Руси» И. Дубов, также ссылающийся на летопись, говорит, что прожил Рюрик в Ладоге два года. Но, как бы то ни было, дальше он «пришед к Илмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша и Новгород» - еще одно доказательство того, что не в Новогород Рюрик приходил. А затем после рождения сына Рюрика, Игоря, княгиня Ефанда получает в собственность Ладогу и подданные ей земли. Тогда же появляется загадочный Хольмгард – город на острове. Считается, что это – Новгород, но он ни на каком острове не стоит. Зато Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» пишет, что «на месте, где ныне село Бронницы, стоял известный в северной истории город Холмоград. Ныне же на месте славного древнего капища построена малая церковь». А на реке Ловать был некогда город Холм...
Но это можно считать лирическим отступлением. Куда именно приходил Рюрик – не так важно, как то, откуда он пришел и почему править позвали именно его. А вот тут всплывают интересные факты. В работе историка В.Н. Татищева упоминается, что в 860 году умер ладожский князь Гостомысл, «избранный от народа словенского, пришедших из Вандалии», «его престол был в Великом Граде, сарматским Гародорики, где ныне Старая Ладога». Сыновей у князя не оказалось, и вопрос престолонаследия стоял довольно остро. Зато были у него дочери (как минимум три), а средняя, Умила, была замужем за славянским же князем Годославом (Годлавом) из бодричей. А народ его проживал на южном берегу Балтийского моря, столицей их был город Рарог. Но Годослав был убит Готфридом Датским, и сын его (кстати, Рюрик) оказался наемным воином, главой дружины варягов, ходивших по Днепру, Варяжскому (Балтийскому) и Черному морям. Ничего не напоминает?
А Ксавье Мармье в книге «Письма о Севере», опубликованной в 1840 году в Брюсселе, упоминает мекленбургское предание. Посмотрим, что же там говорится.
«Племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый звался Рюриком, второй Сиваром, третий Труваром. Не имея случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, братья решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли… они направились на восток и прославились в тех странах, через которые проходили. Всюду, где братья встречали угнетенного, они приходили ему на помощь. Всюду, где вспыхивала война между двумя правителями, братья пытались понять, какой из них прав и принимали его сторону… затем братья, которыми восхищались и благословляли, пришли в Руссию. Народ этой страны страдал под бременем тирании, против которой не осмелился восставать. Три брата… собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу, но благородный народ упросил их не уходить… Рюрик получил Новгород (Ладогу), Сивар – Плесков (Псков), Трувар – Белоозеро».
Итак, летопись говорит о том же, о чем и иностранная средневековая легенда в стиле историй о благородных рыцарях. А в «Генеалогии мекленбургских герцогов» Фридриха Хеймница, изданной в 1717 году, упомянут венедско-ободритский князь Готлейб (или Годлайб), плененный и убитый королем Готфридом, у которого осталось три малолетних сына – Рюрик, Трувор и Синеус. Но власть перешла братьям Готлейба – Славомиру и Трасику, а от них – к Годомыслу и Табемыслу, затем престол достался некому Мечиславу Третьему, а законные наследники оказались без престола в городе Рарог, и им ничего не оставалось, кроме как податься в варяги.
В хрониках Скандинавии того времени упомянуты все успешные походы до и после прихода Рюрика на Русь. А о самом его походе и «воцарении» - ни слова, хотя это – несомненная удача. Не странное ли молчание? Кроме того, в переводе с древнеславянского «рюрик» означает «сокол», а с других языков переводов нет. И других имен или прозвищ у легендарного князя – тоже нет. Напрашивается один-единственный вывод: Рюрик – действительно славянин, бодрич, родной внук ладожского князя, просто по женской линии. Этот вариант хорошо объясняет все неувязки.
И еще несколько штрихов напоследок. Хотя в летописи четко указаны даты и причины смертей Олега Вещего и Игоря Рюриковича (верны они или нет – вопрос отдельный), о Рюрике не известно ничего. Есть целых два кургана под названием «сопка Олегова Могила», а о месте захоронения Рюрика нет никаких данных. Существует, правда, смутная легенда о золотом гробе Рюрика, спрятанном в пещерах в берегу Волхова, но зачем бы язычника стали хоронить в гробу, да еще в подземелье, а не сжигать на ладье (или снеке, или драккаре – смотря кто он по национальности), как это было принято? Но ведь легенды просто так не появляются… И еще один небезынтересный факт. После смерти Рюрика Олег отправился в поход на Киев. В состав его рати входили варяги, чудь, славяне, меря, весь и кривичи. Руси в этом списке нет. А вот куда делся тот самый народ, приведенный Рюриком из-за моря, в честь которого названо государство – это большой вопрос. И чудь воевала на стороне русичей в первый и последний раз.
В этой истории вопросов намного больше, чем ответов, и кем был на самом деле князь Рюрик, откуда он пришел и куда потом исчез вместе с целым народом – мы можем лишь гадать. Мария Семёнова в своих романах тоже упоминает легендарного князя только вскользь, мимоходом, но упоминает, и вызывает искренний интерес к этой очень неоднозначной и очень слабо изученной эпохе и к этим людям, за что ей, несомненно, благодарны не только читатели, но и археологи, и профессиональные историки.
Автор: WTF Semenova 2014
Бета: WTF Semenova 2014
Форма: Фандомно-историческая аналитика
Пейринг/Персонажи: князь Рюрик, Трувор и Синеус и другие
Категория: джен
Размер: 1760 слов
Рейтинг: G
Размещение: запрещено без разрешения автора
Для голосования: #. WTF Semenova 2014- работа "Кто же такой князь Рюрик и откуда он пришел?"
читать дальшеИсторические романы Марии Семёновой относятся к одному и тому же временному отрезку. В «Лебединой дороге», «Валькирии», «Ведуне», «Пелко и волках» и даже в рассказе «С викингами на Свабальд» прямым текстом указан один и тот же ориентир – в Ладоге правит князь Рюрик. То появляется, то исчезает некий Вадим, не то второй князь, не то воевода, а так же воевода Олег Вещий, меняются местные, удельные князья и воеводы, - но в Ладоге правит Рюрик.
Кстати, это реальный исторический персонаж. Можно спорить о том, существовали ли на самом деле его братья Трувор и Синеус, про которых писали в школьных учебниках по истории, можно выдвигать более или менее правдоподобные гипотезы о том, откуда пришел Рюрик и кем он был по национальности, но факт остается фактом – Рюрик был. И именно его потомки вплоть до Ивана Грозного и его сыновей правили Киевской Русью, а затем и княжеством Московским. И именно Рюриковичами называли себя наиболее влиятельные и родовитые дворяне много веков спустя. Существовал этот славный предок, и личностью он был незаурядной. Вопрос лишь в том, что именно мы о нем знаем, и что это был все-таки за человек.
Вопрос о происхождении Рюрика всегда вызывал огромное количество споров, дискуссий и самых невероятных гипотез. Но обратимся к тому самому историческому источнику, из которого мы знаем о призвании варягов. Лично я воспользовалась трудами местного краеведа, Юрия Сякова, который в своей книге "Сказание о Волховской земле" довольно часто и точно цитирует летописи. Итак, в «Повести Временных лет» летописец Нестор сообщает следующее: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы – вот так и эти назывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»».
Из этого отрывка становится ясно, что чудь, славяне, кривичи и весь собирались объединяться, а значит, у них уже имелся немаленький опыт общения, и относились они друг к другу вполне по-добрососедски. Если бы у них были раздоры и они находились на грани гражданской войны, едва ли отправились все вместе приглашать одного на всех предводителя. Были бы отдельные посольства и отдельные приглашения. Во-вторых, русь в данном случае – народ. Отдельный народ, такой же, как шведы, норманны, англы и готландцы – но ни одна из упомянутых выше национальностей родной для Рюрика не является. Значит, ошибочна норманнская теория, Рюрик – не скандинав. Вернее – не швед, не норвежец и не датчанин, говоря современным языком, он – рус, кем бы они ни были. Кстати, из текста можно понять еще и следующее: послы уверены, что если правитель оттуда придет, то он сумеет и навести порядок, и удержать власть. К потенциальному завоевателю послов бы не посылали, значит, с таинственными русами отношения были мирные и довольно уважительные. И в-третьих, не порядка в стране не было, а всего лишь общего для всех свода законов – наряда. То есть была своя Правда у славян, своя – у кривичей, и так далее. Но они уважали чужие обычаи, иначе послы говорили бы не о том, что наряда нет, а что не соблюдают-де другие народы наши, правильные, законы. Нет, все народы отдавали себе отчет в имеющихся противоречиях. А русы, выходит, слыли не только сильными с военной точки зрения (власть возьмут и удержат), но и прославились как справедливые правители, а не потенциальные деспоты. К тому же их обычаи были сходны с обычаями соседей (не приглашали бы на правление совсем уж чужаков).
Далее «повесть временных лет» гласит: «И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус, - на Бело-озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Так на сцене появляются варяги. На Руси это слово означало «союзник, товарищ по клятве, воин, давший присягу». Автор многотомной «Истории России с древнейших времен" С.М. Соловьев считал, что этим словом обозначали дружины, собранные из людей, волей или неволей покинувших свое отечество и вынужденных искать счастье в других странах. И от таких наемников получила название целая страна. Не ото всех – только от пришедших с Рюриком, тех, которых называли русью. Кстати, существовала гипотеза, по которой ни Трувора, ни Синеуса в природе не существовало, а был буквальный перевод летописцем старошведских sine hus (с родом своим) и thru varing (с верной дружиной). Автор это гипотезы – А.Н. Кирпичников, археолог, занимавшийся многочисленными раскопками в Старой Ладоге, человек, заслуживающий несомненного уважения. Но тогда не странно ли звучит вторая приведенная здесь цитата? Приезжает князь и сам селится в одном городе, дружину отсылает в другой, а семью – в третий. В чужой стране оставаться без верных людей, а семью, опять же без прикрытия дружины, селить довольно далеко от себя – звучит по меньшей мере странно. С точки зрения безопасности и вовсе грубейшая ошибка, да и тавтология получается, ведь про привезенных родичей уже было указано. Так что остановимся на варианте, что Трувор и Синеус существовали, и это действительно братья Рюрика..
Есть еще одна загвоздка – Новгород. В те времена его просто не существовало, по крайней мере не сохранилось археологических свидетельств того, что город уже был. И кстати, а за какое море отправились послы? И что было дальше? Судя по летописям, прибыл Рюрик все-таки в Ладогу (ту, которую теперь называют Старой), четыре года прожил там, а затем ушел к ильменьским словенам для налаживания отношений и присоединения их земель (как пишет в своей книге волховский краевед Сяков Ю.А.), а вот автор «Историко-археологического изучения Древней Руси» И. Дубов, также ссылающийся на летопись, говорит, что прожил Рюрик в Ладоге два года. Но, как бы то ни было, дальше он «пришед к Илмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша и Новгород» - еще одно доказательство того, что не в Новогород Рюрик приходил. А затем после рождения сына Рюрика, Игоря, княгиня Ефанда получает в собственность Ладогу и подданные ей земли. Тогда же появляется загадочный Хольмгард – город на острове. Считается, что это – Новгород, но он ни на каком острове не стоит. Зато Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» пишет, что «на месте, где ныне село Бронницы, стоял известный в северной истории город Холмоград. Ныне же на месте славного древнего капища построена малая церковь». А на реке Ловать был некогда город Холм...
Но это можно считать лирическим отступлением. Куда именно приходил Рюрик – не так важно, как то, откуда он пришел и почему править позвали именно его. А вот тут всплывают интересные факты. В работе историка В.Н. Татищева упоминается, что в 860 году умер ладожский князь Гостомысл, «избранный от народа словенского, пришедших из Вандалии», «его престол был в Великом Граде, сарматским Гародорики, где ныне Старая Ладога». Сыновей у князя не оказалось, и вопрос престолонаследия стоял довольно остро. Зато были у него дочери (как минимум три), а средняя, Умила, была замужем за славянским же князем Годославом (Годлавом) из бодричей. А народ его проживал на южном берегу Балтийского моря, столицей их был город Рарог. Но Годослав был убит Готфридом Датским, и сын его (кстати, Рюрик) оказался наемным воином, главой дружины варягов, ходивших по Днепру, Варяжскому (Балтийскому) и Черному морям. Ничего не напоминает?
А Ксавье Мармье в книге «Письма о Севере», опубликованной в 1840 году в Брюсселе, упоминает мекленбургское предание. Посмотрим, что же там говорится.
«Племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый звался Рюриком, второй Сиваром, третий Труваром. Не имея случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, братья решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли… они направились на восток и прославились в тех странах, через которые проходили. Всюду, где братья встречали угнетенного, они приходили ему на помощь. Всюду, где вспыхивала война между двумя правителями, братья пытались понять, какой из них прав и принимали его сторону… затем братья, которыми восхищались и благословляли, пришли в Руссию. Народ этой страны страдал под бременем тирании, против которой не осмелился восставать. Три брата… собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу, но благородный народ упросил их не уходить… Рюрик получил Новгород (Ладогу), Сивар – Плесков (Псков), Трувар – Белоозеро».
Итак, летопись говорит о том же, о чем и иностранная средневековая легенда в стиле историй о благородных рыцарях. А в «Генеалогии мекленбургских герцогов» Фридриха Хеймница, изданной в 1717 году, упомянут венедско-ободритский князь Готлейб (или Годлайб), плененный и убитый королем Готфридом, у которого осталось три малолетних сына – Рюрик, Трувор и Синеус. Но власть перешла братьям Готлейба – Славомиру и Трасику, а от них – к Годомыслу и Табемыслу, затем престол достался некому Мечиславу Третьему, а законные наследники оказались без престола в городе Рарог, и им ничего не оставалось, кроме как податься в варяги.
В хрониках Скандинавии того времени упомянуты все успешные походы до и после прихода Рюрика на Русь. А о самом его походе и «воцарении» - ни слова, хотя это – несомненная удача. Не странное ли молчание? Кроме того, в переводе с древнеславянского «рюрик» означает «сокол», а с других языков переводов нет. И других имен или прозвищ у легендарного князя – тоже нет. Напрашивается один-единственный вывод: Рюрик – действительно славянин, бодрич, родной внук ладожского князя, просто по женской линии. Этот вариант хорошо объясняет все неувязки.
И еще несколько штрихов напоследок. Хотя в летописи четко указаны даты и причины смертей Олега Вещего и Игоря Рюриковича (верны они или нет – вопрос отдельный), о Рюрике не известно ничего. Есть целых два кургана под названием «сопка Олегова Могила», а о месте захоронения Рюрика нет никаких данных. Существует, правда, смутная легенда о золотом гробе Рюрика, спрятанном в пещерах в берегу Волхова, но зачем бы язычника стали хоронить в гробу, да еще в подземелье, а не сжигать на ладье (или снеке, или драккаре – смотря кто он по национальности), как это было принято? Но ведь легенды просто так не появляются… И еще один небезынтересный факт. После смерти Рюрика Олег отправился в поход на Киев. В состав его рати входили варяги, чудь, славяне, меря, весь и кривичи. Руси в этом списке нет. А вот куда делся тот самый народ, приведенный Рюриком из-за моря, в честь которого названо государство – это большой вопрос. И чудь воевала на стороне русичей в первый и последний раз.
В этой истории вопросов намного больше, чем ответов, и кем был на самом деле князь Рюрик, откуда он пришел и куда потом исчез вместе с целым народом – мы можем лишь гадать. Мария Семёнова в своих романах тоже упоминает легендарного князя только вскользь, мимоходом, но упоминает, и вызывает искренний интерес к этой очень неоднозначной и очень слабо изученной эпохе и к этим людям, за что ей, несомненно, благодарны не только читатели, но и археологи, и профессиональные историки.
@темы: Мария Семенова, ФБ, Аналитика, История